Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

Этично или неэтично?


«Дел у нас было очень много. Дни проходили в занятиях ЧОН, политзанятиях, субботниках, заботах о брони подростков, организации ученичества, ликвидации неграмотности, заботах о шефстве над флотом и т. д.


В трудах и спорах постигалась сущность революционной борьбы и великого товарищества. Из всех вопросов, по которым мы спорили, пожалуй, главным был: этично или неэтично.


Утверждался новый общественный строй, устанавливались новые порядки, отживали старые. Перед молодым поколением возникла проблема, как вести себя в обществе? Неэтичным тогда считалось многое, кажущееся сейчас смешным и наивным.


Неэтичным было комсомолке носить кольца, серьги, браслеты, пудриться, красить губы, носить туфли на высоком каблуке, шелковые платья и чулки. Считалось неэтичным ходить с девушкой под руку и тем более провожать ее. Парню неэтично было носить подтяжки, брюки должны были подвязаны ремешком, который обязательно опускался ниже пупка. Светлые, яркие расцветки одежды – неэтично. Все это считалось пороком, доставшимся от буржуазии «Долой подвязки, шнурки, тесные головные уборы! Долой рубашки! Даешь шаровары!»- таковы были лозунги дня.


4. Клименко Гавриил, один из активных комсомольцев  Завитинской уездной организации РКСМ в 1920-х гг. Завитая,.jpg


Неэтичным считалось комсомольцу танцевать. Зейская ячейка закатила громаднейшую дискуссию о танцах. Здорово досталось тут франтам и всему мещанству. В результате постановили: танцульки в своей среде прекратить, провести агитацию среди беспартийных против танцев. Танцы заменить разными полезными развлечениями: физкультурой, играми, вечерами, конкурсами.


Однако прекратить танцы никому не удалось. Они как были, так и остались любимым развлечением молодежи. Часто сами инициаторы запрещения танцев сами украдкой танцевали, приходя на частные вечеринки, чтобы их не видели комсомольцы.


Открытое ухаживание комсомольца за комсомолкой считалось так же неэтичным. Некоторые товарищи говорили: ухаживай так, чтобы никто не видел. Считалось, что если комсомолец полюбит девушку-комсомолку, то это отвлечет их от комсомольской работы. И что комсомолец обязательно должен жениться на комсомолке, а не на беспартийной. Если же женился на беспартийной, то он попадал в разряд «нестойкий». Объяснение в любви считалось буржуазным предрассудком.


Считалось, что если комсомолка стала матерью, то она не могла быть активисткой. И некоторые активистки шли на подпольные аборты, часто трагически заканчивающиеся, лишь бы не иметь детей.


Вот таких вопросов было много. И сама жизнь подсказывала простой выход для нас коммунистов-комсомольцев, что правильно, а что неэтично, что помогает нашей цели, а что вредит».


Ирина Зинина,

главный архивист отдела использования архивных документов.

Возврат к списку