Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

Со сцены – о жизни


В архивном фонде Госархива Амурской области хранятся документы, рассказывающие об истории развития театрального искусства, в частности драматического театра. Полистаем их.


Первые годы деятельности «Общественного собрания» (так тогда назывался театр) характерны тем, что здесь, заботясь главным образом о прибылях, устраивались танцевальные вечера, бал-маскарады, карточные игры и т.д. Любительские спектакли и выступления приезжающих в город артистов проводились от случая к случаю. В Благовещенск приезжали бродячие низкопробные труппы, всевозможные маги-волшебники, факиры, шпагоглотатели и т.д.


Местная «знать» - дворянство, высшее чиновничество, именитое купечество, реакционная прослойка казачьего офицерства – усердно проводила царскую политику, не разрешая устраивать в «Общественном собрании» лекции, беседы и собрания на политические темы. Местная полицейская цензура умудрялась даже вычеркивать целые страницы из «Ревизора» и «Горя от ума» при постановке этих пьес любительским кружком в 1886 и 1888 годах.(«К 65-летию со дня основания Амурского драматического театра», А-61, № 818, л.1)


До выхода в свет «Амурской газеты» эпизодическое освещение театральной жизни Благовещенска происходило на страницах газет «Владивосток» и «Дальний Восток». Большинство сообщений из Благовещенска о театральной жизни города носило негативный характер. Корреспонденты живописали непорядки в зрительном зале, отмечали низкую посещаемость спектаклей. Кстати, по низкой заполняемости зрительного зала было несколько причин. Немалую часть населения составляли сектанты, для которых всякое развлечение - «чертово веселие». Постоянными посетителями спектаклей являлись члены клуба, платившие за билет 50 процентов от его стоимости. Когда же их лишили этой привилегии, многие перестали ходить в театр. (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 1, л.27).


Однако, в Благовещенске были и другие люди, стремившиеся к созданию в городе настоящего театра. Это были представители прогрессивной трудовой интеллигенции. По их инициативе в «Общественном собрании» зарождается пока еще робкая, но настоящая театральная жизнь. Вскоре в Благовещенске артистом В. Кумельским была организована первая профессиональная труппа, которая организует первое «Артистическое товарищество». (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп.3, д.14, л. 23.)


Рост интереса жителей Приамурья к театральному искусству привел к тому, что в зимнем сезоне 1896-1897 годах в Благовещенске уже работали два творческих коллектива- драматический и опереточный. Первый сформировал Н.И. Копылов летом 1896 года в Москве, ангажировав труппу находившихся в Благовещенске некоторых актеров. Опереточная труппа П.С. Станиславской начала сезон 1896-1897 года в Общественном собрании 17 октября, когда оттуда переехала в свой театр антреприза Прикащикова и Копылова.


«Амурская газета», отражая общественные интересы, радовалась появлению второго театра в городе: «Благовещенск в этом отношении рискует стать в один ряд с Одессой, Киевом и другими большими городами». (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 1, л. 57).


Не выдержав конкуренции, антреприза Прикащикова и Копылова в начале января 1897 года прекратила свое существование. На ее остатках возникло товарищество драматических артистов под управлением А.А. Мурского. Артисты задались мыслью ставить такие пьесы, которые соответствуют их силами и дарованиям, поэтому каждый спектакль отличается безукоризненностью игры, каждая сцена дышит жизнью и правдой. Выбор пьес всегда является удачным. Но и товарищество продержалось недолго.


Эксперимент с содержанием в Благовещенске двух театров одновременно себя не оправдал. Он показал, что наиболее оптимальной для города в то время являлась одна труппа, ставящая драматические и музыкальные спектакли.


В это же время в театр не раз проникали проходимцы, авантюристы, обманывавшие зрителей. В Благовещенске в 1901 году произошел такой случай, описанный в «Амурской правде»: «Некто Луганцев выпускает афишу с сообщением о единственной гастроли Федора Шаляпина в городском театре с предварительной продажей билетов. У кассы толпа. Открывается окошечко и появляется объявление, что осталось несколько билетов, остальные распроданы по телефону.


6 часов вечера. У театра толпа, желающая послушать знаменитого артиста. В толпе снуют несколько человек и по баснословным ценам предлагают лишний билетик.

8 часов вечера. Над кассой появляется объявление, что ввиду внезапной болезни Шаляпина концерт не состоится. Билеты вернуть в кассу.

Ночью Луганцев с портфелем, набитым деньгами, заработанными на обмане доверчивых обывателей, удирает из города». (Историческая справка областного драматического театра за 1883-1960 годы», Р-1910, оп. 3, д. 6, л.3).


В предреволюционный период, в пору жесточайшей царской реакции, когда в литературе и искусстве преследовалась малейшая революционная мысль, из репертуара Благовещенского театра исчезают произведения русских и зарубежных[ классиков: Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Шекспира, Бомарше… Воцаряется и поощряется «развлекательная» комедия, фарс, низкопробные французские водевили, мелодрама. Жестокая полицейская цензура не разрешила в 1886 году постановку «Ревизора». 


2. Артистка 1910 г (1).jpg

Артистка, 1910 год.


До революции театр был не народным, а оторванным от народа, от его жизни, работы, борьбы. Он обслуживал, главным образом, зажиточную часть населения. Балы, маскарады, увеселительные мероприятия, дорогостоящие билеты были не по карману рабочим и трудовой интеллигенции. «Амурская газета» писала: «Хорошо было бы, если б господа артисты понизили плату за в ход в театр. Очень уж она высока и не каждому доступна».(«Амурская газета», № 44 от 28 октября 1901 года).


Февраль 1918 года. Со сцены Благовещенского театра перед делегатами четвертого крестьянского съезда Амурской области выступает первый председатель амурского Совнаркома большевик Федор Мухин. Громом аплодисментов отвечают делегаты на его сообщение о свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции. С этого дня начинается коренная реорганизация сценической жизни Благовещенского театра. (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172,оп. 5, д. 3, л.2) 


3. партизан.jpg


В 1920 году театр переходит в ведение политотдела Амурской стрелковой дивизии и становится проводником генеральной линии нашей партии, агитатором и воспитателем масс. Из репертуара театра навсегда исчезает халтура, уступая место лучшим русским и западно - европейским классикам и драматургам. В художественном театре полиотдела Амурского фронта ставились, в основном, пьесы русских классиков: «Ревизор» Гоголя, «Бедность не порок» Островского, «Горе от ума» Грибоедова и т.д. (Историческая справка областного драматического театра за 1883-1960 годы», Р-1910, оп. 3, д. 6, л.4). 


3.1сцена.jpg

Сцена.


Основной тон в театральной жизни Благовещенска в зимние сезоны 1923-1926 годов задавал драмкружок Амурского губернского совета профсоюзов, созданный и возглавленный М.Ф. Анчаровым в 1922 году. Сезон 1922-1923 года и половину следующего сезона драмкружок играл в Театре Народного дома им. А.В. Луначарского (Театр губпрофсовета). После пожара в этом театре кружок перенес свою деятельность в драматический театр, находящийся в ведении горкоммунхоза. Огромная плата, запрашиваемая драмтеатром за аренду помещения, отпугивала профессиональные труппы. В то же время поддержка губпрофсовета делала его кружок монополистом театрального дела в зимние сезоны. Таким образом, театральная жизнь Приамурья в первые четыре сезона советской власти развивалась под эгидой профсоюзов.


В целях привлечения в театр рабочей массы в сезоне 1926-1927 года была введена абонементная система, рабочий кредит и «рабочая полоса» в театре. Решено давать абонементные спектакли для профсоюзов по вторникам. Стоимость устанавливалась со скидкой в 50 процентов. Каждому предприятию или учреждению предлагалось выделить театрального агента для связи с администрацией театра и взаимных расчетов. (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 4, л.2).


В 1926 году артисту М. Иванову поручили сформировать постоянную труппу. С 1927 по 1930 годы театр находился в ведении краевого Управления зрелищными предприятиями, избравшим метод обслуживания трудящихся не созданием постоянной труппы, а с периодическими гастролями уже созданных театральных коллективов. 


3.2 программка 1929 г.jpg

Программка, 1929 год


«В первые годы Советской власти театр показывал не совсем нужное и даже вредные пьесы, очень много увлекаясь постановкой буржуазных классиков, пьес далеко идеологически невыдержанных , не воспитывающих нашего советского зрителя в духе коммунистической морали». (Доклады и докладные записки о работе театра, Р-172, оп.1, д. 23, л.1) 


3.3 сцена из спектакля.jpg

Сцена из спектакля.


Начиная с 1930 года Благовещенский театр становится стационарным, и ему присвоено звание «Благовещенский областной драматический театр». Его коллектив уже представляет собой дружный, сплоченный, работоспособный организм, что позволяет впоследствии организовать при театре свою студию. 


4. программка.jpg

Программка, 1938 год


6 июня 1941 года состоялась широкая зрительская конференция, на которую пришло свыше 600 человек, что свидетельствовало о большой популярности театра у трудящихся города. Театральная жизнь становилась все более интенсивной и богатой. Коллектив был полон новыми творческими замыслами. Однако многим из них не дано было исполниться: через 13 дней после конференции началась война.


Первый военный сезон открылся 6 сентября 1941 года премьерой пьесы Константина Симонова «Парень из нашего города».


Во время Великой Отечественной войны театр дал до семи тысяч спектаклей, провел большую работу по мобилизации средств в фонд обороны, а также по сбору посылок и теплых вещей воинам советской армии. «За время войны наш театр дал чистой прибыли и перевел в доход государства до 800 тысяч рублей, первым в крае отказался от дотации». (Доклады и докладные записки о работе театра, Р-172, оп.1, д. 23, л.3).


«В исключительно трудных условиях приходилось работать коллективу Амурского областного драматического театра. Зрители в театре сидели в пальто, валенках и шапках, а на сцене шел обычный спектакль. Артисты в легких платьях, сыграв свою роль, бежали за кулисы, где стояла небольшая «буржуйка» и, сгрудившись возле нее, отогревали руки и ноги.» (Историческая справка областного драматического театра за 1883-1960 годы», Р-1910, оп. 3, д. 6, л.6).


3 июня 1945 года спектаклем «Давным-давно» театр закончил последний сезон военного времени, а на следующий день собрал зрительскую конференцию по итогам работы.


В 1945-1947 годах художественным руководителем театра оставался В.П. Малахов. Состав труппы значительно обновился. В нее пришли заслуженные артисты Марийской АССР М. Каплин-Дарский и Н. Орлов, артисты Н.П. Ландина, В. П. Любимов, Ю.Н. Петровский, М.Н. Речкалова, В.Ф. Смирнов, Н.Ф. Стародуб. Последний навсегда свяжет свою жизнь с амурским театром, станет его актером, художником, директором, драматургом. (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 5, л.1). 


5Спектакль Мещане.jpg

Спектакль "Мещане"


6.Сцена из спектакля Отчий край , автор Стародуб.jpg

Сцена из спектакля "Отчий край", автор Н.Ф. Стародуб


7.сцена из спектакля.jpg


В 1946 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров», призывающее работников театра отражать жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека. Это постановление требовало от театров и драматургии показа современности и жизненной правды.


В 1948 году театр отметил 65-летний юбилей. Амурский обком партии и облисполком в своем приветствии к театру писали: «За 65 лет существования театр прошел сложный путь творческого роста. Только в условиях советского строя, когда искусство поставлено на службу широчайшим массам трудящихся, театр получил неограниченные возможности для своего творческого роста и служения народу». (Историческая справка областного драматического театра за 1883-1960 годы», Р-1910, оп. 3, д. 6, л.7).


С 1 сентября 1948 года театр был полностью реорганизован, сменено руководство, отобран творческий и технический состав, приглашен через комитет искусства РСФСР художественный руководитель Н.И. Уралов, утвержден новый директор М.И. Аннушкин и укомплектован штат в количестве 95 человек. «Художественное руководство возглавил замечательный режиссер Николай Иванович Уралов. Он не довольствовался готовыми схемами, настойчиво искал свой стиль, предполагающий глубокое раскрытие человеческого бытия.» («Амурская правда», 15 июня 1984 г., с. 3) 


9.Сцена из спектакля Дворянское гнездо в постановке Амурского областного театра драмы. В ролях артисты Высоцкая и Ломакин. 1958 г..jpg

Сцена из спектакля "Дворянское гнездо", 1958 год


За долгие годы своей режиссерской деятельности Н.И. Уралов создал более 300 спектаклей. Наиболее выдающимися его творческими работами, поставленными драмтеатром, стали спектакли «Калиновая роща», «Дети солнца», «Ревизор», Любовь Яровая», «Заговор обреченных», «Пучина», «Зыковы», «Угрюм-река» и другие. За заслуги в области советского искусства Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 22 марта 1956 года присвоил Николаю Ивановичу звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». (Автобиография главного режиссера театра Н.И. Уралова, Р-1910, оп. 3, д.7, л.2). 


10.любовь яровая.jpg



Крупным событием для театра стали гастроли в 1951 году в г. Хабаровск, где было показано 56 спектаклей. «Гастроли явились серьезным экзаменом для театра. Встретившись с квалифицированной критикой, нам удалось уточнить свои отрицательные и положительные стороны работы, убедиться в правильности идеологической и художественной позиции. И на основе критических замечаний начать исправлять свои недостатки. Долго отсутствовала тема борьбы за мир. Остается и по сегодняшний день бедность декоративного оформления. Отсутствовали хорошие художники…» (Доклады и докладные записки о работе театра, Р-172, оп.1, д. 23.л.19).


Сезоном 1960-1961 года завершился 13-летний период работы Н.И. Уралова на посту художественного руководителя, а затем главного режиссера театра. Последние 8 лет рядом с Николаем Ивановичем работал директором театра Н.Ф. Стародуб, который еще долгие годы будет возглавлять театр, обеспечивая сохранение традиций, их передачу будущим поколениям.


В 1961 году главным режиссером Амурского областного театра стал Николай Сергеевич Вознесенский, который работал четыре сезона. За это время было поставлено 50 пьес.


Критик из Москвы Е. Луцкая писала: «…Здесь ценят не только пьесы, завоевавшие прочное место в репертуаре, но и внимательно следят за произведениями, что рождаются повседневно. Пьесу берут лишь в том случае, если она - даже несовершенная - вызвала у коллектива действительный интерес». (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 5, л. 61).


В 1965 году главным режиссером назначен Евгений Васильевич Минский. Репертуар не отличался оригинальностью, так как пьесы из него ставили тогда многие театры. А вот спектакль «Девушка с улицы Надежды» В. Шаврина была своя, приамурская. 


11. юбилей театра.jpg

Юбилей театра


Осенью 1982 года театр вступил в свой сотый сезон. Как юбиляру, к тому же добившемуся хороших творческих и производственных показателей, ему предоставили право выступить с отчетом в Москве. (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 6, л. 5). 


12.гастроли в москве.jpg

Гастроли в Москве


Весь 1984 год прошел под знаком юбилея театра. Его звездным часом стало 21 мая 1984 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР Амурский областной театр драмы был награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советского театрального искусства. 


13.Артисты театра.jpg

Артисты театра


Период перестройки пагубно отразился на деятельности театра. Первые признаки кризисных явлений появились уже в 1987 году. Во время гастролей в г.Улан-Удэ зрительный зал был пуст более чем наполовину. Заведующий литературной частью театра В.С.Тепляков объяснял корреспонденту «Амурской правды», что «гастроли, как зеркало, показали наш главный недостаток: дефицит зрителя». (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 6, л.42).


Друг театра, поэт и ученый Олег Маслов весной 1987 года писал: «…Случилось так, что получив, наконец, то, чего они так долго добивались прежде – свободу действий, большинство театральных коллективов оказались неспособными заговорить с народом в полный голос о самом главном и насущном.» (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 6, л.42). 


14. чужая кровь.jpg


Осенью 1989 года состоялось заседание координационного бюро Союза театральных деятелей РСФСР зоны Дальнего Востока. Его участники с тревогой говорили о социальной незащищенности работников сцены: остро ощущалась нехватка жилой площади для актеров, выделение квартир переносят из квартала в квартал, отсутствуют места для детей артистов в дошкольных учреждениях. Амурский театр весной 1989 года не смог составить репертуарный план на будущий сезон, не зная в каких условиях будет работать.


Сезон 1990-1991 года начался еще позднее, чем предыдущий, так как театр был вынужден искать новое помещение для работы. И нашел его, да и то с помощью спонсоров, в неподходящем для спектаклей здании бывшего райкома КПСС.


Журналист М. Пейзель задавался вопросом: «Почему талантливому коллективу суждено так долго работать с протянутой рукой?» «Театр в Благовещенске по всем параметрам самобытен, он собрал под своей крышей артистов божьей милостью, лучшие из них не затерялись бы на сценах многих больших городов, столичных в том числе… Театр полюбился зрителю. И в Благовещенске он стал частью духовной культуры. Он был бы и лучше, если б жребий не определил ему годами ходить по тонкому льду, не выпрашивать, а работать». (Рукопись А.С. Иванова об истории развития Амурского драматического театра, Р-172, оп. 4, д. 6, л.56).


Подавляющее большинство премьер и спектаклей переходящего репертуара- комедии. Они нравятся большинству зрителей, а это приносит неплохие сборы. Не от сытой жизни театр пристрастился к комедиографии. «Это не дань моде, это ответственное решение, и обязывает оно ко многому, - писал М. Пейзель.- Смех в нем высокой пробы, негромкий, без нажима, интеллигентный».


15.брошюрки.jpg

Брошюрки



В 1997 году директором Амурского театра драмы и комедии была назначена Татьяна Федоровна Бедина. Руководитель и человек- эти качества сыграли первостепенную роль при завершении реконструкции здания театра, прекращении противостояния внутри коллектива. Перед Амурским театром открылись хорошие перспективы для производственной и творческой деятельности.


Свой 115-й сезон Амурский театр открыл в отреставрированном здании. «Спектакли одеты дорого, никаких следов нищеты»,-делилась своими впечатлениями о театре критик Ирина Мягкова с читателями журнала «Театральная жизнь».


Пройдет еще немного времени, и наступит 21 век, в который театр войдет с достаточным запасом прочности и надеждой на будущее.


16.jpg


17.jpg


18.jpg


И. Зинина, главный архивист отдела использования архивных документов

Возврат к списку