Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих
К 160-летию Амурской области. «В штате не числился…»

К 160-летию Амурской области. «В штате не числился…»


Что способствовало этому? Во-первых, безотказность самого Виталия Павловича, его не проходящая с годами влюбленность в фотодело, возведенного им в ранг искусства. Я знаю (уверен в этом!), что и сегодня он всегда готов выручить нашу газету. Только попроси! Выслушает просьбу, уточнит задачу и «вперед и прямо». И не вспомнит при этом, что бензин нынче страшно дорог … Надо, так надо!», – такую высокую оценку фотокору, журналисту и просто Человеку с большой буквы дал редактор «Амурки» Александр Филоненко.


5. Р-2191, оп. 2, д. 4 16 лет 1943.jpg



Как и Леопольд Феликсович Сарапас, Виталий Павлович Толстенко, «ветеран армии и флота, всю жизнь влюбленный в фотоискусство», без малого полвека посвятил журналистике. 


6. Р-2191, оп. 2, д. 5. Старшина 1949.jpg


Кстати, Виталий Толстенко и Леопольд Сарапас – ровесники, оба родились в 1927 году, оба пришли в «Амурку» в 50-х. В 1958-м Виталий Павлович принес в областную газету свой первый снимок. Первый для «Амурской правды», а сколько их уже было опубликовано в других издательствах, сколько хранилось в личном архиве – не счесть.


Впервые Витя Толстенко взял в руки фотоаппарат, когда окончил 4-й класс. «Был такой фотоаппарат «Монокль», – вспоминает Виталий Павлович – Всего две выдержки! С рук он мне достался. Вот им и начинал. Вслед за «Моноклем» получил в свое распоряжение «Фотокор». Потом были «Комсомолец», «ФЭД», «Зоркий-2С». И уже на смену им пришел этот самый «Киев-4» 1961 года выпуска, без ремонта работал до 1990 года. Сегодня это архивное дело № 2 постоянного хранения (предметы музейного характера) личного фонда Виталия Толстенко). Фото. В. Толстенко (с «Киевом») и фотокор газеты «Хэйхэ жибао». Стадион «Спартак», международные соревнования по конькам и хоккею с китайскими спортсменами. (Фото Л.Н. Козлова) (Р-2191, оп. 2, д. 7) «Я всю жизнь снимал отечественными камерами. Привычка!» – (Р-2191, оп. 1, д. 21).


3а. Толстенко с Киевом.jpg




4. Р-2191, оп. 1, д. 7 с фотокором ХЖибао 1958.jpg


«Отечественный», «Отечество», «Родина», «малая родина» – эти понятия никогда не были пустым звуком для Виталия Толстенко. Своей малой родиной, где родился и вырос, он мог считать весь Дальний Восток. Родился в Николаевске-на-Амуре. Но, как вспоминал сам Виталий Павлович, его отца «в связи с работой в милиции направляли по разным городам Дальнего Востока: Советскую Гавань, Торицкое-на-Амуре, Хабаровск, Уссурийск…». (Р-2191, оп. 1, д. 1). Так что исколесили весь Дальний Восток. Виталий Павлович был твердо убежден: «… свою родину, большую и малую, надо знать обязательно … не знать своей большой Родины по крайней мере неразумно». (Из статьи Толстенко «Люблю тебя, Петра творенье!» «АП» 2004, Р-2191, оп. 1 л/п, д. 25, л. 8). Свою любовь к Родине он пронес через всю жизнь, пройдя немало испытаний.


Декабрь 1941-го. Владивосток, «Дальзавод». Здесь начались трудовые будни маляра-разрядника Толстенко. «Мы … сдирали старую краску, ржавчину с …корпусов кораблей. Орудием производства … были скребки, металлические кисти-щетки, баночка со свинцовым суриком и 25-метровая переноска-светильник. … В лютый мороз и стужу сдирали мы ржавчину с корпусов кораблей. Дополнительно к основному рабочему времени мы по 3-4 часа работали сверхурочно в фонд фронта. … мы понимали всю серьезность положения страны, а всю тяжесть того времени испытали на себе.


Помимо тяжелого, изнурительного труда, нас постоянно угнетало чувство голода. 800 граммов хлеба и мисочка затирухи (растертые в воде мука и овощи – авт.) в заводской столовой вот и весь был наш рацион. … В один из очень холодных зимних дней мы с Мишей Гельтманом работали на подводной лодке Щ-110. … Втиснувшись между трубой торпедного аппарата и бортом подлодки я, как дятел, тюкал скребком по металлу, сдирая ржавчину. В таком же положении за вторым аппаратом вторил мне Миша. Через два часа работы … я основательно закоченел. Слышу, и Миша перестал тюкать. … Окликнул, не отвечает. Вылез я из-за трубы, смотрю, а он совсем окочурился… кое-как дотащили мы его до цеха и там уже около батареи … отогрели и привели Мишу в чувство».


Было им тогда по 14 лет, совсем мальчишки. Сохранилась фотография Виталия Толстенко, матроса буксира «Донбасс», правда, на ней ему уже целых 16! (Р-2191, оп. 2, д. 4). Свои воспоминания журналист так и назвал: «В четырнадцать мальчишеских лет». («АП» 14.06.1991, Р-2191, оп. 1, д. 9).


В 1944 году Виталия призвали во флот. «Только срочной службы почти семь лет набежало, – рассказывал Виталий Павлович в одном из интервью. – А что здесь удивительного? Надо было – и служили, никто тогда от армии «не косил». В войну ведь парней сильно поубавилось. Вот наш 1927 год рождения и ждал своего «дембеля» аж до 1951 года. Я когда демобилизовался, уже и жену, и сына имел на руках. Свою Людмилу Михайловну присмотрел еще в 1948 году – приезжал тогда в Благовещенск к родителям в отпуск. Она у меня фронтовичка, медсестра. Супруги Толстенко прожили вместе более 60 лет. 


8. Р-2191, оп. 1, д. 238 После ЗАГСа 1948.jpg



А мне вот повоевать почти что и не пришлось. Помню, 8 августа 1945 года трубят «большой сбор». Капитан-лейтенант зачитывает приказ: «С 8 августа СССР находится в состоянии войны с Японией» и командует: «Снять чехлы!» Сняли белые чехлы с бескозырок – воевать так воевать! … пехоту доставляли к устью Сунгари несколько суток подряд, а обратными рейсами – баржи с трофеями буксировали. Вот и вся моя война!


Победный май 45-го мне больше запомнился, чем вся «японская кампания». Мы, когда о победе над немцами узнали, такую стрельбу подняли, что пришлось за нее отвечать. Получили мы с Мишкой Назаренко по два наряда вне очереди – всю ночь ведрами таскали воду в казарму – питьевые бачки заполняли. Чуть всю Уссури не вычерпали, хотя в казарму был проведен … водопровод». («АК» 25.06.2004, д. 24)


После семи лет срочной службы он остался в ВМФ и прослужил мичманом 25 лет. Тогда всерьез и увлекся фотожурналистикой.


В «Амурской правде» фотокор Толстенко впервые опубликовал свой снимок в 1958 году. «Благовещенск тогда праздновал столетие, – вспоминает Виталий Павлович, – … в штате тогда два прекрасных фотокора работали – Виктор Волошенко и Лева Безруков, а я в «Амурском комсомольце» себя пробовал. Вот и прибежали по-соседски: «Выручай! Епифанову нужен снимок с верхней точки, а ты с крыши снимал». Я действительно на «Спартаке» забрался на крышу центрального павильона и оттуда несколько кадров сделал. Вот и выручил «Амурку».


3. Р-2191, оп. 1, д. 12 Дома. 1963.jpg


«А потом, когда придирчивый Епифанов (ответственный секретарь «Амурки», который «никогда никакой «халтуры» в газету не пропускал» – авт.) признал меня. Появились в «Амурке» мои снимки райчихинских горняков, механизаторов». («АП» 17.01.2002, Р-2191, оп. 1 л/п, д. 21) Спустя 10 лет, в 1968-м, Виталий Толстенко был награжден Почетной грамотой за активную и плодотворную работу в советской печати и в связи с 50-летием газеты «Амурская правда». (Р-2191, оп. 1, д. 35)


2. Р-2191, оп. 1, д. 50 В машине 1985.jpg


С тех пор талант Виталия Павловича Толстенко, как фотокора, и его биография, напрямую связанная с историей Дальнего Востока, России, стали достоянием «Амурки». 

В 1961 году Виталий Толстенко (псевдоним – Виталий Рында) стал членом Союза журналистов СССР. Ксерокопия учетной карточки (Р-2191, оп. 1, д. 8)


Имя нашего земляка вписано в энциклопедию «Лучшие люди России». Краткая биография Виталия Павловича Толстенко размещена в разделе «Победители. Они защищали Родину…». (Р-2191, оп. 1 л/п, д. 30, л. 349) 


О работе фотокора Виталия Толстенко лучше всего расскажут его работы. 


4. Д. 111 Китаянка читает цитатник. 1967.jpg

Китаянка читает цитатник


3. Д. 120, Провокации с портретом Мао 1968.jpg

Провокации с портретом Мао, 1968 год.



18. Д. 310 Тушение пожара.jpg

Тушение пожара.


7. Д. 67 Розембаум, 1988.jpg

Розембаум, 1988 год.


И. Попова, главный архивист отдела использования архивных документов.

Возврат к списку