Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих
Из истории медицинской академии

Из истории медицинской академии


1 сентября 1952 года прозвучал первый звонок для студентов Благовещенского медицинского института. Создание учебного заведения должно было решить проблему региона – хронический недостаток врачебных кадров.

Сложная ситуация в сфере здравоохранения наблюдалась в Приамурье как в XIX веке, так и в начале XX века. Обширная территория, неравномерность размещения населения, неразвитая инфраструктура, сложная система управления (округа Амурского казачьего войска, Амурский уезд, Зейский и Бурейский горно-полицейские округа, линия Амурской железной дороги имели обособленное медицинское обслуживание) не способствовали развитию данного аспекта. Разрозненная сеть медицинских учреждений области обеспечивала наличие на 1000 человек населения 2,2 общих и 0,03 родильных койки. Из 49 врачей, работавших в области, 8 занимались частной практикой. Один врач в среднем приходился почти на 7000 горожан, а в сельской местности даже 13 тыс. жителей. Результатом неудовлетворительного медицинского обслуживания в области стала высокая заболеваемость и смертность от холеры, брюшного тифа, дизентерии, натуральной оспы, детских инфекций (скарлатины, дифтерии, кори). Массовый характер носили заболевания сифилисом: в 1913 году было зарегистрировано более 5 тыс. случаев.

В годы становления советской власти неоднократно предпринимались меры, призванные улучшить обеспечение населения медицинской помощью, однако сложная политическая и экономическая обстановка не позволили реализовать реформы в полной мере.

Период индустриализации сопровождался строительством новых участковых больниц, в сельских районах открылись детские ясли и женские консультации, при промышленных предприятиях – врачебные и фельдшерские здравпункты, лечебные учреждения оснащались лабораториями, рентгенкабинетами. В это время получило развитие среднее медицинское образование. В 1933 г. курсы выпустили 39 акушерок и 17 инструкторов охраны материнства и младенчества. С 1934 г. восстановлена средняя медицинская школа.

В 1939 году сеть учреждений здравоохранения в области (без железнодорожных) состояла из 67 больниц, 37, амбулаторий, 88 детских яслей, 6 родильных домов, 28 колхозных родильных домов, 91 фельдшерского пункта.

В годы Великой Отечественной войны органы здравоохранения медицинские работники Амурской области, вместе со всеми трудящимися, вносили вклад в дело оказания помощи раненым и больным солдатам и офицерам Советской Армии, обеспечивали надлежащее санитарное состояние городов и сел области, не допускали развития массовых эпидемических заболеваний.

Значительный подъем в здравоохранении области начался в послевоенный период. Произошло объединение стационарных и поликлинических учреждений; созданы специализированные районные больницы, в которых оказывалась квалифицированная медицинская помощь населению по основным специальностям, лечебно-профилактические учреждения пополнились новейшей на тот период диагностической и терапевтической аппаратурой.

В 1947 году в Совете Министров и Министерстве здравоохранения РСФСР встал вопрос об организации и открытии медицинского института в Благовещенске.

26 июня 1952 года вышло распоряжение Председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина о создании в Благовещенске мединститута. Помимо подготовки высококвалифицированных специалистов для здравоохранения, Благовещенский мединститут должен был обеспечить решение таких задач как: выполнение научно-исследовательских работ, создание высококачественных учебников и учебных пособий, подготовка научно-педагогических кадров, повышение квалификации специалистов, имеющих высшее образование и работающих в органах здравоохранения, распространение научных и политических знаний среди трудящихся, изучение вопросов, связанных с использованием специалистов, окончивших данное учебное заведение.

Первый набор студентов состоялся в этом же 1952 году, к занятиям приступили около ста человек. Период становления для вуза был чрезвычайно сложным: одновременно возводились корпуса института и общежитий, проводилось их оснащение оборудованием, формировался коллектив, которому предстояло заниматься как преподавательской, так и научной деятельностью. По приказу Совета министров РСФСР Николай Федотович Шевченко на правах исполняющего обязанности директора готовил базу, принимал первых преподавателей, руководил набором первых студентов. Среди первых сотрудников учебного заведения: Б. Н. Анфимов В.М. Барковский, К. А. Мещерская, Е.Н. Шестаков, А. Е. Бородин, С.А. Шипицин, Г. П. Бородина. С. М. Дионесов и другие.

За годы существования вуза из его стен выпустились десятки тысяч врачей, работающих в различных регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. В 1996 году вуз преобразован в Амурскую государственную медицинскую академию (Амурскую ГМА) и принят в Ассоциацию медицинских школ Европы, что позволило унифицировать подготовку врачей по общеевропейским стандартам. Выпускники АГМА возглавляют органы управления практическим здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения и медицинские вузы. АГМА располагает мощной материально-технической базой, сильным кадровым составом. Сотрудники академии участвуют в проведении научных исследований, оказывают методическую и лечебно-консультативную помощь в базовых клиниках, лечебно-профилактических учреждениях Амурской области.

В Амурской государственной медицинской академии идет подготовка врачей по направлению «Лечебное дело» и «Педиатрия». Подготовка специалистов ведется на 30 кафедрах. Выпускающими кафедрами лечебного факультета являются: кафедра госпитальной терапии с курсом фтизиопульмонологии, кафедра акушерства и гинекологии, кафедра госпитальной хирургии с курсом детской хирургии. На педиатрическом факультете основной выпускающей кафедрой, относящейся к педиатрическому факультету, является кафедра педиатрии, также выпускающими кафедрами являются кафедра акушерства и гинекологии, кафедра госпитальной хирургии с курсом детской хирургии, кафедра инфекционных болезней с эпидемиологий и дерматовенерологией.

В 2013 году Амурская государственная медицинская академия успешно прошла государственную аккредитацию укрупненных групп направлений подготовки и специальностей профессионального образования с выдачей свидетельства о государственной аккредитации.

Сегодня в Амурской государственной медицинской академии работают 42 доктора медицинских наук, 27 профессоров, 58 доцентов, 142 канди­дата медицинских наук, 22 заслуженных врача Российской Федерации. Амурская медакадемия имеет четыре учебных корпуса общей площадью 21675 кв. м., библиотеку, музей, восемь общежитий, столовую, интернет-классы, спортивно-оздоровительный лагерь и базу отдыха «Медик», студенческий клуб «Родник», три спортивных зала и атлетический зал.

При вузе работает кардиохирургический центр, созданный еще в 1974 году в котором осуществляется хирургическое лечение врожденных, приобретенных пороков сердца и магистральных сосудов в условиях искусственного кровообращения, гипотермии, а также по закрытым методикам, имплантация электрокардиостимуляторов. Здесь выполняются операции по радиочастотной абляции при лечении тахиаритмий. В апреле 2012 года центр переименован в клинику кардиохирургии. Планируется расширить спектр оперативных вмешательств за счет аортокоронарного шунтирования, стентирования коронарных артерий. Возможности центра позволяют выполнять более 700 оперативных вмешательств в год.

Научно-практический лечебный центр «Семейный врач» в амурской академии открыт в 2000 году Центр имеет лицензию на медицинскую деятельность, первую квалификационную категорию. Источниками финансирования центра являются средства фондов ОМС и ДМС, а также внебюджетные средства за счет оказания платных медицинских услуг населению. Центр осуществляет первичную медико-санитарную помощь по программе ДМС в соответствии с договорами со страховыми компаниями, по договорам с предприятиями, платную консультативную медицинскую помощь, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Сотрудниками центра являются ведущие специалисты Амурской ГМА и высококвалифицированные практические врачи. Центр оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь по специальностям: терапия, хирургия, офтальмология, отоларингология, гинекология, урология, эндокринология, онкология, пульмонология, кардиология, неврология, стоматология, физиотерапия, рентгенология, общая врачебная практика, психотерапия, стоматология, лабораторная диагностика, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, осуществляет экспертизу профпригодности и временной нетрудоспособности.

Академия имеет одно научное подразделение — это центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ)…Основная цель программы ЦНИЛа направлена на изучение механизмов адаптации организма, разработку методов и аппаратуры для диагностики и лечения заболеваний, наиболее часто встречающихся в Дальневосточном регионе. В связи с функционированием ЦНИЛа кафедры получили реальную возможность расширить объем исследований по фармакологии, биохимии, морфологии с использованием растрового и просвечивающего электронных микроскопов и оборудования для иммуноморфологических исследований.

В АГМА существует 5 научных школ под руководством заслуженных деятелей науки, заслуженных врачей РФ, профессоров, которые работают в следующих направлениях:

· адаптация человека в различных географических, климатических и производственных условия;

· физиология и патология сердечно-сосудистой системы;

· патология органов дыхания;

· научные основы охраны здоровья женщины, матери, плода, новорожденного;

· хирургия заболеваний и повреждений органов и систем.

Работа проводится в ЦНИЛ и клинических базах.

Впервые документы Благовещенского медицинского института поступили на хранение в Государственный архив Амурской области в 1963 году. Это Устав института, протоколы заседаний учёного совета, конкурсной, методической, государственной экзаменационной комиссий, штатное расписание, сметы расходов, отчеты о работе кафедр и другое. На сегодняшний день на хранении в госархиве находится более двух с половиной тысяч дел.

61, д-69,  ст14.jpg


 р.902, оп. 1, д. 1, д. 1, л. 1.jpg


р.902, оп. 1, д. 1, д. 1, л. 2.jpg


р.902, оп. 1, д. 1, д. 1, л. 11.jpg


р. 114, оп. 2, д. 641, л. 93.jpg


2223, в лаборатории мединститута, 1969 г. В. Аксенов.jpg

В лаборатории мединститута, 1969 год


студенты мединститута сессия, 1981 г..jpg

Студенты мединститута во время сессии, 1981 год


4891 присяга на верность профессии медиков, 1982, в. Акименко.jpg

Во время присяги на верность профессии,1982 год


9928 экзамен в мединституте1986, Акименко.jpg

Экзамен в мединституте, 1986 год



Возврат к списку