24.07.2024
Театр кукол. Без него трудно представить мир Детства. Светлый, искренний, полный открытий. Мир чудес и фантазий, где верят в сказку. В театре кукол сказка оживает для главного героя – юного зрителя. Премьеры, спектакли, сцена, куклы и зритель – по эту сторону занавеса. По другую – неведомый мир кукольного закулисья, где рождается сказка.
Какой он, мир по ту сторону сказки?
Приподнять занавес помогут архивные документы из фонда «Амурский областной театр кукол». Приказы, распоряжения, постановления, штатные расписания, отчёты, протоколы – документальный мир далёк от сказочного.
Итак, добро пожаловать в закулисье, где однажды …
Пропала Баба-Яга! Пропала неожиданно, «по неизвестным причинам». Исчезла, оставив кукольный спектакль «Замок с секретом» без главной злодейки. Постановка оказалась на грани провала: билеты проданы, маленький зритель с нетерпением ждет встречи со сказкой… Но какая сказка без Яги?!
На выручку пришли талант и сноровка бутафора – и вот она, точная копия пропажи. Спектакль спасён! Назначенная встреча сказки со зрителем состоялась. А в деловой, совсем не сказочной, документации театра появился приказ: «Давыдову Марину Сергеевну, бутафора театра за срочное изготовление куклы «Бабы-Яги» премировать денежной премией в размере 80 рублей из фонда предприятия». (Р-1480, оп. 1, д. 118, л. 19)
Сей переполох случился в театре кукол, в городе Благовещенске, что раскинулся на берегу величавого Амура. С этой рекой театр породнился, назвавшись «Амурчонком». Ведь он и создавался для самых маленьких амурчат, чтобы дарить им Волшебство, «совсем земное волшебство – всегда говорить правду».
Решение «О создании областного театра кукол» вышло в разгар лета 1964-го. Новоиспечённому театру полагалось: «помещение в здании областной филармонии», «3 квартиры и 5 жилых комнат», финансовая поддержка «на организацию театра в сумме 25.00 рублей», выделение средств «на покрытие плановых убытков театра кукол в сумме 12.000 рублей в год (в 1964 г. – 4.000 руб.)».
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Речь о том, чтобы «незамедлительно развернуть работу по созданию театра (приглашение актёров, оборудование, приобретение аппаратуры, музыкальных инструментов, материалов для изготовления кукол и декораций, приобретения кукол)» зашла лишь в начале сентября.
Из обращения управления культуры исполнительного комитета Амурской области к председателю облисполкома, 02.09.1964: «В соответствии с решением Амурского облисполкома от 15 июля 1964 года № 396 «О создании областного театра кукол» в здании областной филармонии приступлено к созданию областного театра кукол. Министерством культуры РСФСР утверждено штатное расписание».
Главное событие в жизни театра – премьера самого первого спектакля «Вредный витамин» – состоялось пятнадцатого декабря 1964-го. Этот день стал для «Амурчонка» вторым днём рождения.
Уже через год в репертуаре кукольного театра насчитывалось пять спектаклей. Из отчета о деятельности театра за 1965 г.: «Количество спектаклей:
«Вредный витамин» – 17
«Весёлые медвежата» – 137
«Капризка» – 140
«Слонёнок» – 112
«Катькин день» – 56». (Р-1480, оп. 1, д. 6, л. 7)
Самым богатым на премьеры первых лет театральной деятельности стал 1967-й год. Репертуар пополнился сразу пятью спектаклями: «Окно и лошадь», «Вот так ёжик», «По щучьему велению», «Поросёнок Чок», «Большой Иван». Некоторые постановки станут визитной карточкой театра. Одна из них – спектакль «по мотивам русских народных сказок» «По щучьему велению». В 2004-м коллектив отметил юбилей постановки.
Из приказа по деятельности театра, 22.01.2004: «В связи с юбилеем спектакля «По щучьему велению» выделить денежные средства … для приобретения цветов и чаепития». (Р-1480, оп. 1, д. 205, л. 6)
С каждым годом театр «улучшал деятельность по культурному обслуживанию детей, особенно на селе» в Хабаровском крае, Амурской области. В театральной документации появляются отчёты о том, что «при проведении гастролей в 1966 г. в Хабаровском крае Амурским областным театром кукол было поставлено 308 спектаклей, обслужено 68000 зрителей», а летом 1967-го на его спектаклях побывали маленькие зрители «30 населенных пунктов шести районов», что на встречу с «Амурчонком» спешила ребятня Бикина и Комсомольска-на-Амуре, Совгавани и Биробиджана.
В 70-х гастрольную географию театра пополнили населённых пунктов Байкало-Амурской магистрали.
Из справки о работе Амурского областного театра кукол по обслуживанию детей строителей БАМа за 1978 г.: «В ноябре 1978 г. проведена Неделя «Театр и дети»: организованы 28 творческих встреч актеров со зрителями, общественные просмотры, зрительские конференции, День сельского школьника.
При плане 40 спектаклей проведено 42 спектакля, при плане 6 тыс. зрителей обслужено 7,5 тыс. зрителей». (Р-1480, оп. 1, д. 56, л. 1, 2, 15)
Театр. Для нас, зрителей, он начинается с вешалки. Первые, кого мы встречаем, перешагнув порог обители Мельпомены, – кассир, гардеробщик, билетёр, и, конечно, актёры. Зритель порой не задумывается, что театр – сложный механизм, где важна работа каждого – директора и завхоза, художника и машиниста сцены, бутафора и актёра.
Из штатного расписания, 1966 г.: «Административно-управленческий персонал: директор, гл. администратор, ст. бухгалтер, завхоз-кладовщик; худ-постановочный: гл. режиссер, художник-постановщик, зав. худ. постанов. частью; артистический персонал (+ баянист) – 15 человек; художественно-технический – 8; обслуживающий – 3».
Театральный коллектив нуждался не только в новых актёрах, но и в техническом персонале. Из объяснительной записки к проекту сметы АОТК на 1967 г.: «На 1967 г. … вводится дополнительный шофер специальной машины ГАЗ-69 так, как машина без шофера использоваться не может.
Вводится уборщица, так как в театре шесть служебных комнат, коридор, зрительный зал (200 мест) – всего около 700 кв. м. наш театр посещают дети, поэтому в театре должна быть чистота, порядок, культура». (Р-1480, оп. 1, д. 7, л. 5, 7, 21, 35, 42)
Порой технические работники выступали в роли актёров.
Из приказа, 24.06.1986: «Оплатить маш(инисту) сцены Решетову В.Ф. за сыгранные роли: ворон, рыбак, водяной, купец, баба-яга в спектакле «Сказки из дорожного чемоданчика» … (18 спектаклей)». (Р-1480, оп. 1, д. 103, л. 55)
И всё же, нельзя не согласиться со словами основателя театра кукол, первого директора и главного режиссёра Семена Иосифовича Богорада, что «главный элемент в театре – актёр. Актёр встречается со зрителем. Он творит перед зрителем, стоит ему ошибиться, вся работа театра идет насмарку. Бутафоры работают прекрасно, но если не даст актёр кукле жизни, работа бутафора пропадает» (из протокола профсоюзного собрания по Амурскому областному театру кукол, 05.09.1967) (Р-1480, оп. 1, д. 9, л. 12, 13)
Да, кукла оживает в руках актёра, но её образ рождается в руках художника, бутафора, портного. Из чего же сделаны театральные куклы?
Из приложения к смете доходов и расходов по Амурскому областному театру кукол на 1964 г.: «Материалы для изготовления кукол и декораций – поролон, мех, искусственный, бархат, тюль театральный и театральное полотно». (Р-1480, оп. 1, д. 2, л. 6, 7)
Из сметы по подготовке и проведению Новогодних представлений … в период с 23.12.2004 по 07.01.2005: «Приобретение: … ткани, поролона, синтепона, клея Момент, полиэтилена, … туши, грима, клея для усов». (Р-1480, оп. 1, д. 211, л. 3)
Единым целым кукла и актёр становятся в ходе репетиций.
Из статьи И. Демченко «Репетиция – любовь моя», опубликованной в газете «Амурский комсомолец» 29.03.1978: «В зрительном зале нас было двое: режиссер Юрий Николаевич Вентцель и я, первый зритель. … перед нами сказочная страна Мераликундия, в которой правит весна. …
В страну Мераликундию пригласят детишек артисты Амурского театра кукол на спектакле «Таинственный гиппопотам» … .
На грядках развалился удав Устин. … Страшный, но всего лишь на первый взгляд. А так – глупый, да к тому же еще сшит из обычной ткани – матрасовки в полоску. …
- Телоносители, не увядайте … – когда режиссер говорит свое мнение о мизансцене, то это должно быть так же точно вовремя, как раскрыть парашют.
В непосредственных реакциях с Таней Чесской трудно спорить. Она голосом своей куклы может так рассмеяться или, наоборот, расплакаться, что веришь, будто это ее действительно рассмешило или разволновало. Хотя это уже сегодня на репетиции уже в сотый раз. В сотый раз сохранять «первоощущение».
Сергей Елизов старательно репетирует, как будет его кролик Константин забавно шепелявить. Ирочка Миронова … учится играть в жмурки со своим голубоглазым львёнком Лёвой. Наташа Кузнецова оттачивает «гримасничания» мартышки Маши. И все вместе они веселятся от души, как дети, которые играют в свои только им понятные игры. … такая детская восприимчивость, ранимость, щедрость на эмоциональные реакции – под силу ли актерам на каждой репетиции, каждый день? Да, ведь они … – актеры».
Перед премьерой спектакль принимает Художественный Совет. За ним – последнее слово.
Из протокола заседания Художественного Совета, 30.11.1979, сдача спектакля «Мастер Данило»: «И.А. Дегтярева – я поразилась спектаклем театра кукол, настолько грамотно, профессионально он сделан. … я совсем забыла о том, что играют куклы».
Из протокола заседания Художественного Совета, 15.05.1979, сдача спектакля «Когда поют светофоры»: «Представитель ГАИ: … Если бы наши регулировщики так работать научились, как ваши актёры работают, наверное, меньше бед было на дорогах».
Репетиции, худсоветы, премьеры. Театральный репертуар пополнялся из года в год. Афиши приглашали зрителя на новые спектакли.
«Амурчонок» – это не только спектакли, но и утренники, праздники, конкурсы рисунков, творческие встречи, экскурсии. Есть в деятельности театра и такая строка, как благотворительная деятельность.
Из информации о работе Амурского областного театра кукол в 40-м театральном сезоне, 20.05.2004: «Наши постоянные зрители: интернаты г. Благовещенска, детские дома и дома ребёнка города и области. … Конкурсы рисунков, игровые программы, театрализованные представления на театральной площади перед началом спектакля – лишь малая доля большой работы, которую проводит театр с маленьким зрителем». (Р-1480, оп. 1, д. 211, л. 11)
С благотворительной акцией «На елке у губернатора», с 23.12.2004 по 07.01.2005, театр побывал в интернате, детском психоневрологическом диспансере, детском приюте, Доме ребёнка, домах-интернатах Ивановского района, Тамбовки, пос. Садовый; детском тубдиспансере, областной детской больнице.
Из отчёта о деятельности театра кукол «О проведении целевой операции «Здоровье», 22.11.2004: «в период с 08.10.2004 по 27.11.2004 проведено 28 спектаклей, обслужено 3000 зрителей, в том числе для детей интернатов г. Благовещенска, детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей». (Р-1480, оп. 1, д. 211, л. 6)
Со временем опыт, преданность любимому делу, талант творческого коллектива покорили сердца и взрослого зрителя.
Из протокола заседания Художественного Совета, 19.06.2009: «Лучший спектакль театрального сезона для взрослого зрителя:
«Двадцать минут с ангелом» – режиссёр П. Сидоренко – 10 голосов
«Семейные истории – режиссёр К. Кучикин (Хабаровск) – 16 голосов. …
Самые востребованные артисты:
Арт. Куклина Л.В. отыграла – 169 спектаклей
Арт. Ларионова А.И. отыграла – 158 спектаклей
Арт. Никитина А.Н. отыграла – 138 спектаклей
Арт. Боковая Е.А. отыграла – 131 спектакль
Арт. Косова Н.Ю. отыграла – 126 спектаклей». (Р-1480, оп. 1, д. 246, л. 7, 7 об.)
Игровые спектакли, современные сказки, грустные и весёлые, лирические и комедийные, приключения в сказочной стране, драматическая история и боевик для детей и взрослых – такая разноплановость под силу лишь коллективу, где каждый – мастер своего дела. Среди них: главный режиссёр Пётр Александрович Козец; режиссёр Светлана Константиновна Милёшина; главный художник, заслуженный работник культуры России Олег Георгиевич Голощапов; заслуженный артист Российской Федерации Сергей Иванович Елизов; заслуженный артист России Станислав Шиповалов; заслуженная артистка Российской Федерации Ольга Валерьевна Долгая.
С момента образования Амурского областного театра кукол прошло шестьдесят лет. Он продолжает писать свою историю, главными героями которой по-прежнему остаются актёры, куклы и зритель.