Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

«Рассадник грамотности»

01.02.2021

К 155-летию образования первого городского народного училища


Редкие кадры дореволюционного Благовещенска – одноэтажного, деревянного, с устремленными ввысь куполами православных храмов и шпилями единственного католического собора. Его природная равнинность – без крутых подъемов и спусков – отдаляет от мирской суеты. Город смотрит на нас широко распахнутыми оконными ставнями, гостеприимно приглашая прогуляться по геометрически ровным линиям улиц. Ему еще нет и пятидесяти, совсем дитя… Но в его историю уже вписано немало ярких страниц. Одна из них – становление городского образования.

Точкой отсчета послужило открытие седьмого января (по старому стилю, 19-го – по новому) 1866 года первого народного училища.

Неужели город, основанный в 1858 году, целых восемь лет жил, не имея ни одного учебного заведения? А как же церковно-приходские и казачьи школы? Ведь в XIX столетии ни один населенный пункт не обходился без церкви, что уже предполагало открытие воскресной школы. Да и казаки – первые переселенцы – свято хранили традиции, одна из которых – воспитание, образование подрастающего поколения. Для этого в станицах существовали казачьи школы. И только разношерстное по вероисповеданию и национальности гражданское население города оставалось за бортом даже мало-мальски начального образования.

Кто же стал инициатором открытия первого народного училища? На какие средства оно было открыто? Кто стал первым учителем? Как долго училище оставалось единственным в городе? Чьи дети получали возможность обучаться грамоте и на каких условиях? Сегодня ответы на все эти «Что? Где? Когда?» найдем в документах из фондов Государственного архива Амурской области. Памятные книжки Амурской области за 1901, 1911, 1913-1915 годы, документы исторических фондов «Благовещенская городская Управа» и «Канцелярия военного губернатора Амурской области», личного фонда амурского краеведа Григория Степановича Новикова-Даурского, публикации в «Амурской газете» – из россыпи этих документальных «пазлов» мы попытаемся составить единую картину истории школьного образования в городе Благовещенске – столице Приамурья, нашей малой родины.

Основным источником информации и необычного названия – «Рассадник грамотности» – послужил доклад С.Е. Матвеева «Начальное народное образование в Благовещенске», опубликованный в марте 1914 года Амурским отделом общества изучения Сибири и улучшения ее быта.

Автор, Софроний Евгеньевич Матвеев, служил преподавателем училища имени Ломоносова и являлся членом комитета Амурского общества изучения Сибири. Упоминание о нем – в Памятной книжке 1913 года.

1-е народное. Цена вопроса

Школьному вопросу посвящена первая часть доклада – «Исторический очерк»: «История благовещенской школы начинается с того момента, когда было открыто первое училище; … таковым нужно считать 1-е народное училище, открытое на средства казны 7-го января 1866 года. Ранее открытые, а именно в 1862 году, духовное училище и бригадная школа отвечали практическим соображениям; первое имело целью давать священнослужителей для Камчатской епархии, второе же должно было служить рассадником грамотности в казачьем войске – давать грамотных писарей, урядников, учителей для сотенных школ, открываемых в казачьих станицах. Оба эти учебные заведения, имеющие сословный характер, … не могли иметь сколько-нибудь важное значение для города. Таким образом, первое общеобразовательное училище в Благовещенске было 1-е народное. Население Благовещенска в год открытия первой школы достигало 2468 душ обоего пола, значительную часть его составляли чиновники и военные. Это население возымело наконец школу и то основанную на средства казны …».

Именно с частной школы и началась история школьного образования Благовещенска. «… 23-го мая 1864 года оставшийся за военного губернатора полковник Савич подал доклад генерал-губернатору о необходимости открытия в г. Благовещенске казенного народного училища, – писал в своем докладе С. Матвеев, – необходимость училища на казенные средства Савич мотивировал тем, что таковое фактически уже существует, но по частной инициативе, и что малочисленное и бедное население не может взять его в свое ведение. Частная школа действительно уже существовала, организованная кружком офицеров и чиновников, и состояла из женского и мужского отделений, а преподавание в ней вели сами инициаторы; конечно о хорошей постановке при таком положении не могло быть и речи. В следующем докладе в том же году Савич представил смету на содержание предполагаемого училища в сумме 1096 руб. в год, исходя из следующих соображений: учителю 600 руб. в год, законоучителю 180 руб., вольнонаемному учителю чистописания, рисования и черчения 120 руб., на книги и учебные пособия 100 руб., на наем сторожа 96 руб. …».

Тысяча рублей с небольшим на годовое содержание школы – много или мало? Судить об этом можно, ознакомившись с «Ведомостью Благовещенской Городской Управы о справочных ценах, существовавших в г. Благовещенске на разные предметы за февраль месяц 1888 года».

Согласно документу, пуд – 16,38 кг – соли стоил рубль семьдесят; муки 1-го сорта – 3 рубля; пуд пшеничного хлеба – 2 рубля; мяса «скотского» – 4 рубля 80 копеек; рафинада – 9 рублей. Плотник и портной за день зарабатывали по 2 рубля; печник – 3 рубля 50 копеек; трубочист за чистку одной трубы получал гривенник – 10 копеек. Высоко ценился труд мужской прислуги – 12 рублей в день; женской – вполовину меньше – 6 рублей.

Но вернемся к докладу Матвеева, где автор раскрывает закулисную интригу, в результате которой вопрос об открытии женского отделения был отложен в долгий ящик. «Военный губернатор Буссе, вернувшийся из служебной поездки в 1865 году, подтвердив доклад Савича, добавил, что необходимо также учредить женское отделение, для чего, по его мнению, нужно было доассигнование от казны всего лишь 300 руб. на жалование учительнице; этому ходатайству генерал-губернатором не был дан ход.

Положение о первом народном училище было ВЫСОЧАЙШЕ утверждено 8-го окт. 1865 года, т.е. почти через 1½ года после начала ходатайства. Сумма на содержание училища была отпущена 1296 рублей.

Генерал-губернатор, извещая об этом Буссе, писал, что ввиду тяжелого финансового положения государства, он не нашел возможным входить с ходатайством об ассигновании средств на содержание женского отделения. Таким образом, двери в школу для девочек закрывались исключительно по вине генерал-губернатора, не рискнувшего просить лишних всего только 300 руб., несмотря на благоприятные тогда условия в правящих сферах. …

В декабре 1865 года город был оповещен через публикацию об открытии училища в следующем году, а 7-го января 1866 года открытие это уже состоялось».

О «далеко не легком деле приискания учителя» и «веселии Руси»

Организаторам первой школы предстояло решить не только финансовый вопрос, но и кадровый. Отдаленная от центра Амурская область испытывала острый дефицит специалистов. Дипломированные учителя не спешили «сеять разумное, доброе, вечное» на краю земли. Неудивительно, что первыми преподавателями стали далеко не лучшие представители педагогики, а порой и просто далекие от нее люди. Соответственным было и качество преподавания.

Кто и как обучал юных благовещенцев наукам? В своем докладе Софроний Евгеньевич коснулся и этих вопросов: «Первым учителем, временно впредь до приискания специального, был назначен св. Иоанн Гомзяков. Но найти специального учителя оказалось делом далеко не легким; в Благовещенске соответствующего лица не было, а из Европейской России не находилось желающих, … по-видимому, никого не прельщали привилегии Амурской области … . В 1868 году св. Гомзякова заменил протоиерей Павел Политов, … в мае этого же года учитель был найден – бывший студент С-Петербургского университета Семен Казимирович Домбковский, имеющий звание домашнего учителя.

         Женское отделение при частной школе не закрылось, а было присоединено к бригадной школе, им заведовала жена чиновника Родионова, а впоследствии обе эти школы соединились с 1-м народным училищем, и место преподавательницы в женском отделении получила Мария Ивановна Домбоковская, жена учителя, окончившая курс в иркутском женском отделении. …

         Занятие в народном училище шло очень плохо; учитель Домбковский был подвержен всероссийскому пороку, … который в истории русского православия называется «веселие Руси». Дела Домбковского в этом веселии были так громки, что слышались даже в Чите, откуда он и получил предостережение от генерал-губернатора, что в случае дальнейшего его поведения в том же направлении, он будет уволен от занимаемой должности. Кроме того, … Домбковский ведал казачьими школами и должен был два раза в зиму производить ревизию их; за отъездом его занятия в школе прекращались. А между тем с ростом населения возрастало число учащихся».

Здесь же автор приводит таблицу, согласно которой, в 1870 г. в училище занималось 115 мальчиков и 39 девочек, в 1872-м – 122 мальчика и 53 девочки.

«… в память великого князя Алексея Михайловича»

Спустя восемь лет после открытия 1-го народного училища, в 1874 году, 21 октября (по старому стилю) была учреждена Алексеевская женская школа. В докладе Матвеева есть информация и об этом учебном заведении.

«Ко времени открытия в Благовещенске мужской прогимназии значительно подвинулось дело по обучению девочек; женское отделение при 1-м народном училище было преобразовано в Алексеевскую женскую двухклассную школу, названную в память великого князя Алексея Михайловича, посетившего Благовещенск в 1873 году. По отчету этого училища за 1877-78 уч. год видно, что оно помещалось в собственном здании на средства города, имело библиотеку в 580 названий на сумму 300 руб., из них учебников 50 книг на 22 р. 50 к., учебных пособий на 150 руб. … Учащихся в отчетном году было 80 человек: во 2 классе – 6 человек; 1 – 12; 1 приготов. классе – 26; 2 – 36. Всего – 80 человек.

Педагогический состав был из 8 человек, считая законоучителя, из них двое были с высшим образованием, а остальные со средним, получая следующие оклады:

Начальница, образование среднее – 800 руб.

Законоучитель – 300

Один из учителей, образов. среднее – 600

Другой – 350

Третий – 250

Четвертый не получал.

Учительницы:

Одна, образование среднее – 500 руб.

Другая – 300.

Как видим, педагогический состав довольно основательный, но оклады весьма не равномерны … . На содержание дома расходовалось 500 руб., а годовое содержание училища стоило 3650 рублей. …

… 1-м учителем был Павел Преловский, 2-м Лев Сновидов, законоучителем был Павел Политов.

Из таблицы видно, что средняя стоимость учащегося была очень солидных размеров; … но другие показатели уровня народного образования были весьма невысоки, что указывает на то, как нерационально расходовались деньги».

«… стоял на страже интересов школы и школьного учителя»

         В Памятных книжках Амурской области за 1901-й и 1911-й годы в разделе «Министерство Народного Просвещения» встречается имя Флорентия Иосифовича Васильева – учителя, чье имя по праву может возглавить список лучших учителей областной столицы.

В 1901 году действительный статский советник Флорентий Иосифович Васильев занимал пост директора Благовещенской мужской гимназии. Спустя 10 лет, в 1911 году Ф.И. Васильев являлся еще и председателем педагогического совета Благовещенской Алексеевской женской гимназии. А в разделе «Дополнения и изменения в личном составе учреждений, происшедшие за время печатания книжки» внесена запись: «Благовещенская мужская гимназия. Выбыли: Директор гимназии Фл. Иосифович Васильев». Эту должность Флорентий Иосифович оставил за год до смерти.

Талантливый педагог и руководитель от Бога, незаурядная личность – таким предстает образ Флорентия Васильева в воспоминаниях С.Е. Матвеева, опубликованных в докладе: «Ф.И. Васильев был один из первых пионеров по проложению путей к народному образованию в Амурской области, а в частности в г. Благовещенске, где ему суждено было найти новую родину.

         Жизнерадостным юношей прибыл он сюда для педагогической деятельности и только через 40 лет, глубоким старцем, покинул свой пост, а через несколько месяцев ушел и от жизни. В 1871-м году окончил он курс в С.-Петербургской духовной академии с степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем математики в Благовещенскую духовную семинарию; но через год променял эту должность на более скромную, городского начального учителя в 1-м народном училище, справедливо полагая, что кандидат богословия на кафедре математика не совсем у места; и с этой должности последовательно повышался до директора мужской гимназии. Но он не ограничивался одной гимназией, – в качестве директора народных училищ он принимал деятельное участие в распространении народного образования среди крестьян; его отношение к этой должности не было формальностью, … он с одинаковым вниманием относился как к своему прямому делу во вверенном ему учебном заведении, так и к дирекции. Он всегда стоял на страже интересов школы и школьного учителя; личность этого последнего за время заведования Ф.И. Васильева была ограждена от произвола начальства … . Веским убедительным словом, всеми признаваемым авторитетом Ф.И. Васильев выступал в защиту учителя, и эта защита никогда не проходила бесследно; сам же он относился к учителю просто, как старший годами товарищ, умудренный житейским опытом, без всяких чинов и официальностей. …

         Ф.И. Васильев не был передовым человеком, но кристаллически честный он отличался безграничной веротерпимостью, уважал всякое мнение и с ним считался; чуждый репрессий, он признавал только одно – слово убеждения. Вот почему он пользовался исключительною популярностью и авторитетом; вот почему над его могилою, 28 апреля 1912 года, повстречались все ведомства, сословия и партии; всем одинаково дорога была утрата; никогда еще благовещенская земля не принимала в свои недра жертву, столь обильно политую искренней слезой благовещенских граждан, В.И. Васильев жизнью своею доказал, что можно быть просто человеком».

«… стали учить, как никогда не учили»

К новым веяниям в образовании городское население отнеслось весьма настороженно. Как отметил Матвеев в своем докладе, открытие народного училища и женской школы вызвало «падение числа учащихся мальчиков, … да и число учащихся девочек, несмотря на … повышенное состояние женской школы». Причину автор видит в том, что школа «стала предъявлять к населению некоторые требования: покупка учебников, … несколько повышенные расходы на учебные вещи, определенное время для занятий в школе, правильное посещение уроков, а самое главное, что могло оттолкнуть население от школы, это те новые методы, которые вносили в жизнь молодые учителя … . теперь нередко приходится встречать приверженцев старины, придерживающихся мнения, что прежде учили лучше, а … нововведение было полною ересью».

Неприятие населением новых методик образования выразилось и в том, что «в нормальных школах, где обучение бесплатное, было много свободных мест; нет, для родителей обучение какого-нибудь унтера Пришибеева было более понятно, чем там, где учить стали как-то по иному, как никогда не учили». Все это указывает на тяжелые условия, в которых приходилось работать первым деятелям на ниве образования в городе Благовещенске.

Но время шло, недоверие к новой школе сглаживалось и число учащихся ежегодно возрастало. Алексеевская женская школа в 1879 году была преобразована в четырехклассную прогимназию. 1-е народное училище долгое время еще продолжало в единственном числе обслуживать спрос на первоначальное образование.

В 1887 году при приходе кладбищенской церкви была открыта частная школа, инициатором которой был настоятель церкви священник Николай Логинов и церковный староста О.П. Рязанов. Школа помещалась в частном доме по Иркутской (Горького) улице, между Графской (Калинина) и Торговой (Б. Хмельницкого) в д. Чарушина; в 1-й год открытия она имела 60 человек учащихся и делилась на два отделения при учителе и учительнице; первый получал жалование 25 р. в месяц, о вознаграждении второй нет сведений. Первоначально школа существовала на пожертвования прихожан, положение ее было шатко. … Только в следующем году (1888 г.) 11-го октября городской думой постановлено выдать пособие школе … 200 рублей. В 1889 году город давал на содержание училища 866 руб., а в следующем году окончательно взял в свое ведение, назвав именем барона Корфа в честь приамурского генерал-губернатора, посетившего Благовещенск 9 мая 1890 года и пожертвовавшего в пользу школы 100 рублей. Благовещенск в отчетном 1889-90 учебном году имел две народные школы для мальчиков, так как после преобразования в 1879 году Алексеевской женской школы в 4-классную прогимназию, начального училища для девочек не было, кроме 1-го приготовительного класса прогимназии, куда принимались неграмотные, но за плату. … о числе учащихся и прочее видно из таблицы (см. табл. 2, 1889-90 уч. г.)

Из таблицы видим, что за 12 лет состояние народного образования понизилось: количество населения возрастает с необычайной быстротой, между тем бюджет на начальное образование понизился; объясняется это инертностью городского самоуправления, боявшегося расходов на образование, как непроизводительное».

«… интенсивность в деле школьного строительства»

Благодатным для становления городского школьного образования стало последнее десятилетие XIX века. Первые годы 90-х отмечены ростом церковно-приходских школ.

Но, как отмечал Матвеев в своем докладе, «идеал церковной школы … вскоре был развенчан и охлаждение наступило так же быстро, как быстро было и увлечение. Между тем и городское самоуправление проявляло большую интенсивность в деле школьного строительства. За этот промежуток времени частное училище при Кладбищенском приходе было взято в ведение города с присвоением ему имени первого приамурского генерал-губернатора Барона-Корфа. Далее в хронологическом порядке следуют: «училище Общества мещан в память чудесного избавления Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича от угрожавшей ему опасности в Японии 27 апр. 1891 г.», основанное в 1893 году и названное в память Цесаревича Николая Александровича, посетившего Благовещенск в 1891 году, Ольгинское женское училище, открытое в 1896 году, названное в честь Великой Княжны Ольги Николаевны, Иннокентьевское, открытое в 1897 году, в память первого епископа камчатского Иннокентия, и, наконец, в 1898 году открыто женское двухклассное, впоследствии Некрасовское училище; кроме того основано ремесленное училище имени графа Муравьева-Амурского и городское трехклассное училище».

К первому января 1900 года в Благовещенске было 8 училищ Министерства Народного Просвещения, церковно-приходских школ – 7. Во всех начальных школах города обучалось 1564 школьника при общем населении – 34188 человек.

За 11 следующих лет количество училищ увеличилось почти втрое. Об этом свидетельствует список учебных заведений при Министерстве Народного Просвещения, опубликованном в Памятной книжке Амурской области за 1911 год.

Министерство Народного Просвещения

1. Благовещенская мужская гимназия – угол Большой (Ленина) и Графской (Калинина) улиц.

2. Благовещенская Алексеевская женская гимназия – Иркутская (Горького) улица, между Торговой (Б. Хмельницкого) и Мастерской (Шевченко) ул.

3. Благовещенское городское реальное училище – Большая (Ленина) улица, между Торговой (Б. Хмельницкого) и Американским переулком (Св. Иннокентия).

Училища города Благовещенска

4. Ремесленное имени Графа Муравьева-Амурского – Ремесленная (Чайковского) улица, м. Большой (Ленина) и Муравьевской (Фрунзе) ул.

5. Городское трехклассное училище – Ремесленная (Чайковского) ул., м. Большой (Ленина) и Муравьевской (Фрунзе) ул.

6. Двухклассное училище имени Барона Корфа – угол Большой (Ленина) и Графской (Калинина) улиц.

7. Двухклассное Ольгинское училище – Большая (Ленина) улица против Чигиринской (Островского) ул.

8. Двухклассное Некрасовское училище – угол Зейской и Буссевской (Шимановского) ул.

9. 1-е Народное училище – угол Большой (Ленина) и Станичной (Трудовая) ул.

10. Училище мещанского общества имени наследника Цесаревича Николая Александровича – Графская (Калинина) ул., между Зейской и Амурской ул., дом мещанского общества.

11. Училище имени Крылова – угол Чигиринской (Островского) и Заводской ул.

12. Училище имени Жуковского – Офицерская (Мухина) ул., между Иркутской (Горького) ул., д. Воротникова.

13. Двухклассное училище имени Пушкина – Торговая (Б. Хмельницкого), между Амурской и Иркутской (Горького), д. Патрина.

14. Училище имени Л.Н. Толстого – за Бурхановкой, быв. дом Чепурина.

15. Училище имени Суворова – угол Кузнечной и Иркутской (Горького) ул.

16. Училище имени Тургенева – за Бурхановкой, быв. дом Чепурина.

17. Училище имени Кольцова – угол Артиллерийской и Соборной (Октябрьской) ул.

18. Училище имени Ломоносова – новые кварталы. Болотная ул. между Семинарской (Политехническая) и Ремесленной (Чайковского) ул.

19. Училище имени Императора Александра I – Кузнечная ул., между Зейской и Амурской ул., д. Виноградова № 35.

20. Иннокентьевское училище – Амурская ул., между Семинарской (Политехническая) и Ремесленной (Чайковского) ул., д. Иванова № 61.

21. Училище имени Н.В. Гоголя – Муравьевская (Фрунзе) ул., между Семинарской (Политехническая) и Театральной ул., д. Унинского.

22. Училище имени Белинского – угол Зейской и Бурхановской ул., д. Бусыгина, № 28-42.

23. Училище имени Бр. Платоновых – угол Буссевской (Шимановского) и Иркутской (Горького) ул.

Новые «рассадники знания»

         В сентябре 1905 года «Амурская газета» в разделе «Местная хроника» опубликовала небольшую заметку «Новая начальная школа». «Товарищество братьев Платоновых, – сообщала газета, – с разрешения инспектора народных училищ, открывает бесплатную начальную одноклассную, по положению 1879 г., городскую школу с двумя отделениями при двух учителях. Все расходы по найму помещения, приобретению школьной мебели и обстановки, учебных принадлежностей и пособий и найму учителей, все содержание школы, товарищество целиком принимает на свой счет.

         Горячо приветствуем Товарищество братьев Платоновых за великолепную идею подарить обществу новый рассадник знания.

Желаем Платоновской школе полного успеха и долгого процветания».

Даже по объявлениям, размещенным в одном из ведущих изданий Приамурья, можно судить о том, насколько в обществе поднялась планка образованности. В объявлении Ольгинской школы о наборе учащихся на новый учебный год в воскресную школу указано: «Грамотных просят сообщить неграмотным», а «грамотные мальчики» могли найти работу в типографии «Амурской газеты».

         Об отношении городской администрации к вопросу образования в начале двадцатого столетия, можно судить по отдельным документам из исторического фонда «Благовещенская городская Управа». Так, 19 декабря 1913 года городской Голова Петр Петрович в обращении к «Его высокородию», «милостивому Государю» архитектору города Роману Ивановичу Блюму писал: «Благовещенское Общественное Самоуправление, идя навстречу растущей на окраине потребности в лицах со специальным образованием, в 1912 г. возбудило ходатайство об открытии в городе среднетехнического училища. … Зная Ваш интерес к общественным делам и будучи уверен, что Вы не откажетесь помочь городу в столь симпатичном начинании его, как открытие технического училища, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой, не найдете ли возможность принять участие в работах комиссии.

Питая надежду, что настоящая просьба будет уважена Вами, имею честь почтительнейше просить Вас пожаловать на заседание вышеназванной комиссии, имеющее быть в Воскресенье 22 сего декабря, в 11 час. утра, в здании Городской Управы. Примите уверение в совершенном уважении и искренней преданности. Городской Голова Попов». /Для справки. Блюм Роман (Рейнгольд) Иванович – с 1908 года работал в «Строительном бюро инженеров М.И. Лащенко и Р.И. Блюм», затем в должности городского архитектора. Городской архитектор Благовещенска. В 1920-е – заместитель начальника управления жилищной конторы в Благовещенске. В 1930 году осужден тройкой ОГПУ ДВК к трем годам ссылки в Западную Сибирь/.

Уже через год Благовещенская Городская Управа подготовила подробный доклад в Городскую Думу, где сообщалось следующее: «В 1914 году, осенью, предполагается открытие нового городского школьного здания для 3-х городских училищ на Иркутской улице. …

Отопление предполагается установить центральное водяное. Вентиляцию предполагается устроить вытяжную … . Клозеты необходимо оборудовать на 30 очков, так как в здании будет находиться три училища».

О предпочтении работать с фирмой Кунст и Альберс, которая «является на Дальнем Востоке единственной солидной и надежной фирмой по установкам».

Согласно договору по устройству системы центрального водяного отопления в здании городских училищ на Иркутской улице, заключенному первого мая 1914 года Благовещенской Городской Управой и Торговым Домом «Кунст и Альберс», «… отопление должно быть центральное водяное. Нагревательные приборы должны быть установлены в нишах под окнами … . Радиаторы должны быть устроены так, чтобы была возможность снимать каждый отдельно».

«Купола-шишки, ириска от японца, страшно высокие дома» – Благовещенск 1919-го глазами школьника.

В личном фонде амурского краеведа Григория Степановича Новикова-Даурского хранится уникальный документ – сочинение ученика школы имени Лермонтова Лени Смирнова. Семи лет от роду ребенок впервые попадает в город – его семья, жившая на заимке, переезжает в Благовещенск.

Шел 1919-й год. Города и села Приамурья – в огне Гражданской войны и японской интервенции. Насколько это было неспокойное, тревожное время, можно судить по хроникам Летописи Амурской области: «18 сентября 1918 год. Благовещенск был занят белогвардейцами и японскими интервентами. Из Сахаляна японский отряд генерал-майора Фунабаси вторгся в Благовещенск через Амур. На канонерских лодках прибыл из Хабаровска японский отряд адмирала Носэ.

Приказом начальника Амурского отряда полковника И.Н. Никитина город Благовещенск объявлен на военном положении.

Амурское правительство А.Н. Алексеевского объявило, что в обращение по области поступают японские йены».

Из Летописи Амурской области: «8 марта 1919 год, из сводки японского командования: «В декабре 1918 г. – январе 1919 г. командование 12-й дивизией, расквартированной в Амурской области, организовало 7 карательных экспедиций против партизанских выступлений».

Японские отряды жестоко расправляются с активистами, партизанами, мирными жителями; сожжены села: Сохатино, Павловка, Ивановка. В областном центре интервенты чувствуют себя полновластными хозяевами.

Каким же предстал Благовещенск 1919-го перед семилетним Леней Смирновым?

Сочинение ученика 3 гр. школы имени Лермонтова Лени Смирнова (1921-1922 гг.) /орфография и пунктуация сохранены/

«Как я приехал из деревни в город Благовещенск

Когда я ехал по Зазейской равнине из деревни к городу Благовещенску, то издали увидел, натвозвышенном месте какие то шишки. Подумал, что это сидят два больших мужика, а в середине еще сидит маленький. Но оказалось, это были купола церкви.

Когда мы приехали в город, то поехали по Амурской улице /теперь Кооперативная/. Ехали мы тихо. Вдруг подходит к нам один японец. /Дело было в 1919 г./ Японец что то мне сказал, но я ничего не понял у него. Он дает мне ириску, а мой папа говорит: «Леня, не бери эту ириску». Я не взял. Мимо проходили солдаты, и они все смеялись надо мной. Я испугался их и закричал, так как у нас на заимке не было никаких солдат, потому я и испугался их.

Едем дальше, и я внимательно гляжу на все городские дома. Как только попадается двухэтажный дом, то мне кажется, что он упадет на меня и задавит. Было страшно подходить к такому высокому дому.

Приехали мы на новую квартиру и стали жить. Один раз мама сказала мне: «Пойдем, Леня, на берег Амура». И мы пошли. Дошли мы до электрической станции, а в это время станция начала свистеть. Я сильно испугался и стал плакать и прыгать. Мне тогда было семь лет от роду. Теперь я привык и не стал ничего бояться в городе».

«… очень желательные и полезные» Почетные блюстители

История народного образования в городе Благовещенске будет неполной без рассказа о почетных блюстителях городских училищ. Именно на их плечи, а большей частью кошельки, возлагалась забота о народной школе.
В фонде «Благовещенская городская управа» хранятся документы об избрании почетных блюстителей училищ города, их список, переписка, протоколы педагогических советов с участием блюстителей. Кто избирался на эту должность и на какой срок? Какие функции выполняли народные блюстители? Какими правами были наделены? Брошюра «Права и обязанности почетных блюстителей народных училищ» не только дает ответы на эти вопросы, но и помогает понять, как были организованы внешкольная, воспитательная работа в училищах, быт учащихся.
Из брошюры «Права и обязанности почетных блюстителей народных училищ»: «Права: 1. При каждом начальном народном училище может быть только один почетный блюститель. …
3. Право избрания почетных блюстителей предоставляется обществу, которое участвует в содержании училища. Лица, избранные в почетные блюстители, утверждаются в этом звании г. Приамурским генерал-губернатором на три года … .
Обязанности. Почетные блюстители имеют обязанностью оказывать училищам, как материальную, так и нравственную поддержку, действуя в том и другом случае … по общему соглашению с законоучителем и учителем училища. Из этого общего положения следующие вытекают:
1. Они посещают училища во всякое время по своему усмотрению, по крайней мере, один раз в неделю, и своими советами и жертвованиями помогают преподающим в благоустройстве училища. …
6. Предметом заботливости блюстителей должно быть удовлетворение следующих потребностей, существующих при устройстве учебного заведения: а) чтобы училище находилось поблизости к местности, в которой живет наибольшее число учащихся; б) чтобы помещение училища обладало достаточным простором; в) чтобы при училище по возможности находились: площадка для игр, гимнастические снаряды, сад и огород, в которых ученики могли бы заниматься в свободное время садоводством и огородничеством; д) чтобы родители, определившие детей в училища, не отвлекали их от посещения уроков; е) чтобы все дети школьного возраста (от 7 до 13 и 15 лет) были определяемы родителями в училища; ж) в случае появления эпидемических болезней в районе училища … на обязанности блюстителя, как и всех членов совета училища, лежит забота приглашать местного земского врача; з) особенною заботливостью блюстителей должно быть основание запасного капитала, %% с которого шли бы на пособия бедным учащимся. …
7. Блюстители изыскивают средства на устройства ночлежных приютов для учащихся, живущих далее 3 верст от училища. Примечание. Ночлежный приют не допускается в классном помещении училища.
8. В особенную заслугу блюстителям будет считаться устройство при училище народной читальни. …
11. В отсутствие учителя заботятся, чтобы учащиеся ходили в праздничные дни в храм и во время богослужения вели бы себя с должным благоговением. …
Правила сохранения и расходования сумм, составляющихся из взносов почетных блюстителей.
1. Взнос почетных блюстителей должен быть не менее 25 руб. в одноклассных и не менее 50 руб. в двухклассных училищах ежегодно».
Должность почетного блюстителя присваивалась далеко не всем. Особо отличившиеся на этом поприще удостаивались государственной награды. И звание, и знак отличия гарантировали «отцам» просвещения социальные льготы. О деятельности некоторых благотворителей рассказывают архивные документы.
Из протокола заседания Педагогического Совета Ольгинского 2- классного Женского Училища от 24 октября 1913 г.: «Рассматривался вопрос об утверждении в должности почетной блюстительницы Ольгинского училища Ек. Вас. Бабинцевой.
Екатерина Васильевна Бабинцева Почетной Блюстительницей Ольгинского Училища состоит с 5 января 1905 года … . Все время своего попечительства Е.В. Бабинцева была очень отзывчива к нуждам школы. Из числа ее пожертвований следует отметить: содержание учительницы послеобеденных классов три года /с 1900 – 1904 гг./ по 225 руб. в год; содержание учительницы утренних классов в течение 1904 – 1905 гг.; содержание учительницы рукоделия; выписка книг в библиотеку, сначала на 200 руб., затем на 400 руб.; выписка волшебного фонаря и картин к нему всего на сумму 140 руб. 75 к.; выписка учебных наглядных пособий и книг в учительскую библиотеку, всего на сумму 253 р. 47 к.; содержание учительницы пения в течение 1912-1913 гг.; расходы по устройству школьных праздников на Рождестве, Пасхе.
Последние три года Е.В. Бабинцева не живет в г. Благовещенске, но все же попечения об училище не оставляет.
Педагогический Совет, ценя редкое отношение своей попечительницы к нуждам школы, находит очень желательным и полезным попечительство Е.В. Бабинцевой, а поэтому единогласно постановил: просить Господина Инспектора Народных училищ Амурской области ходатайствовать в надлежащем порядке об утверждении в должности почетной блюстительницы Ольгинского Училища Е.В. Бабинцевой».
Из прошения заведующего начальным училищем им. Ломоносова Владимира Васильевича Плюснина от 28.08.1915 в Благовещенскую Городскую Управу о «представлении в Городскую Думу вопроса о награждении П.В. Мирошнина, как доброго и отзывчивого, на нужды училища, блюстителя»: «П(имен) В(асильевич) Мирошнин состоит в должности почтенного блюстителя Ломоносовского училища с 13 декабря 1911 года. Деятельность его выразилась в следующем: в 1911 году им была устроена елка для учеников, на которую им было отпущено 100 рублей деньгами и оборудован чай с угощением сластей стоимостью 50 рублей.
В мае 1912 года им был устроен при школе детский праздник древонасаждения, для которого им были куплены деревья и устроено детям угощение на сумму 60 рублей, в том же году им была устроена Рождественская елка с подарками для учащихся, весь расход по елке выразился в сумме 150 рублей. В 1913 году им была устроена также … елка, расход по которой выразился в сумме 150 рублей. В 1914 году П.В. Мирошнин принимал участие в устройстве благотворительного базара в пользу раненых воинов: им было пожертвовано 50 рублей на приобретение материала для изготовки вещей на благотворительный базар. В этом же году им была пожертвована карта Амурского края стоимостью 4 р. 50 коп. На Пасхе 1915 года им был устроен детский праздник со спектаклем, расход по которому выразился в сумме 100 рублей. И так все пожертвования П.В. Мирошнина выразились в сумме 664 рубля 50 коп.
Со своей стороны я, как заведывающий училищем, прошу Городскую Управу о скорейшем представлении в Городскую Думу вопроса о награждении П.В. Мирошнина, как доброго и отзывчивого на нужды училища блюстителя. Заведывающий В. Плюснин».
Те же архивные документы свидетельствуют о том, что просьбы о материальной поддержке училищ не всегда находили положительный отклик среди состоятельных граждан города.
Из обращения заведующего Тургеневским училищем Николая Бешляги фабриканту Ивану Петровичу Чепурину: «Не можете ли Вы приложить к обещанным 25 рублям еще 50 рублей, так как на сумму менее 75 рублей нет возможности устроить елку, да и то нам приходится еще выпрашивать по магазинам.
Если Вы не найдете возможность сделать добавление, то разрешите нам пригласить еще одного попечителя, который сможет дать необходимое.
Покорнейше прошу Вас дать ответ подателю этого письменно 3 декабря 1913 года».
Ответ И.П. Чепурина Городскому Голове П.П. Попову на письмо заведующего Тургеневским училищем Н. Бешляги: «Милостивый Государь! Петр Петрович! Я получил от Вас запрос, желаю я или нет быть попечителем Тургеневского Училища, благодаря вот таким попрошайствам и указанию на других, что больше дадут, неужели кто им поверит, что действительно на елку нужно 75 р., когда у них украшения остаются старые, поэтому нужно спросить учителя, пущай он найдет другого попечителя, я отказываюсь, прилагаю его (Бешляги – авт.) письмо».
Причиной отказа могла стать и профессиональная деятельность предполагаемого попечителя.
Из сообщения инспектора по тюремной части при Приамурском Генерал-Губернаторе Соколова Г. Председателю Городской Училищной Комиссии г. Мунгалову от 21 января 1916 года: «… сообщаю Вам, Милостивый Государь, что на моей обязанности лежит наблюдение за всеми местами заключения в Приамурском Генерал-Губернаторстве и по характеру своей службы, связанной с неизбежными выездами из Благовещенска иногда на недели и месяцы в другие области Генерал-Губернаторства, я не вижу решительно никакой возможности принять на себя исполнение обязанностей почетного блюстителя в одной из школ г. Благовещенска и, принося Вам искреннюю благодарность за внимание и почетное предложение, вынужден, к сожалению, от принятия такового отказаться. Статский Советник Соколов (Николай Михайлович – авт.)».

Возврат к списку