02.06.2023
из истории гражданской авиации Амурской области
гражданской авиации Амурской области – 90
Белогорский аэропорт, 22 февраля 1963 года. Пятница. День как день, в аэропорту – всё по расписанию. Только что совершил посадку самолёт Ан-2, выполняющий рейс Благовещенск – Октябрьский – Благовещенск.
Пассажиры того рейса, 9 человек, так и не узнали, что выжили в тот февральский день благодаря грамотному действию экипажа – командиру самолёта Мансуру Закирову и второму пилоту Юрию Хромовских.
Восстановить событие 60-летней давности, вглядеться в лица пилотов, спасших человеческие жизни, узнать их имена позволили документы из фондов Государственного архива Амурской области.
Из приказа командира 146 объединённого авиаотряда ДВТУ ГВФ от 02 марта 1963 года № 30, г. Благовещенск: «22.02.63 г. экипаж самолёта Ан-2 СССР … в составе к/с Закирова М.Ф., в/п Хромовских Ю.И. выполнял рейс 415/416 (по) маршруту Благовещенск – Октябрьский – Благовещенск, имея на борту 9 пассажиров. …
После 2-3 минут полёта двигатель … остановился. Принятыми мерами к/с Закиров … произвёл запуск двигателя в воздухе. … экипаж самолёта Ан-2 СССР … продолжил полёт до а/п Белогорск, где произвёл благополучно, предусмотренную расписанием посадку. …
Приказываю: … 6. За умелые и грамотные действия по восстановлению работы отказавшего двигателя в полёте командиру самолёта Закирову и второму пилоту Хромовских – объявить благодарность. 7. Приказ объявить всему личному составу. Командир 146 авиаотряда ДВТУ ГВФ».
Сохранились и фотографии лётчиков.
Эта история – лишь небольшой эпизод из многолетней летописи гражданской авиации Приамурья. Началась она ни много ни мало – 90 лет назад.
Стартовой площадкой для гражданской авиации Амурской области стал 1933 год.
Девяносто лет назад, в июле, в небо над Благовещенском поднялся первый самолёт – ПО-2.
Из краткой справки по истории развития 146 авиаотряда ДВТУ ГВФ: «Началом возникновения лётного подразделения в Приамурье было положено организацией в июле 1933 года звена Исполкомовской авиации в городе Благовещенске. Звено состояло из трёх самолётов ПО-2. Командиром звена был т. Павлов. Пилотами звена были Яблонский, Пономаренко, Шульженко, Корчагин. … в июле 1934 года в Благовещенске организуется 212 авиаотряд ГВФ, насчитывавший 10 самолётов ПО-2.
В течение 1935 – 1937 гг. отряд выполнял, в основном, почтово-пассажирские перевозки …
В 1937 году подразделение впервые производило авиационно-химические работы. …
В июле 1938 года авиаотряд перебазировался в Свободный. Командиром отряда в это время был т. Поляков, инженером отряда т. Сухарников.
… В Благовещенске осталось санитарное звено. В этом же году создались авиазвенья в Зее, Ясном. … Данные звенья осуществляли авиасвязь между золотыми приисками, доставляли продукты, вывозили цветные металлы. …
… в период Великой Отечественной войны … авиаторы осуществляли перевозку сырья для оборонной промышленности. …
Большого увеличения объёма авиационных перевозок, расширения сети воздушных авиалиний достигло подразделение в послевоенные годы».
О трудовых буднях авиаотряда писала «Амурская правда».
Из статьи «Лучшее звено Благовещенского авиаотряда», опубликованной 18 августа 1936 года: «Лететь молодому пилоту Антонову на своём «СПЛ-949» надо лишь в 11 часов с половиною, но в 10 ч. 20 м. он уже осматривает самолёт, проверяет его готовность к полёту. …
- Машина готова, – докладывает он командиру отряда. …
Получив от начальника документы на груз, Антонов облачается в лётное обмундирование – шлем, очки, тёплую комбинированную куртку и садится в кабину самолёта. …
- К запуску, – командует Антонов … .
Зелёная птица бежит легко, набирая скорость, и незаметно отрывается от земли. …
В 11 часов 50 минут он оставит почту и газеты в Ивановке. В 12 ч. 20 мин. проделает то же самое в Тамбовке. В 13 час. 10 мин. будет в Поярково, в 14 часов 25 минут – в Архаре. В 18 часов 25 минут Антонов, описав круг над аэродромом, приземлится в Благовещенске. …
По линии Ивановка – Тамбовка – Поярково – Архара самолёты идут два раза в день.
Если сначала авиапарк Благовещенского звена гражданвоздухофлота имел только простенькие открытые двухместные «У-2», то теперь есть и «СП», а к зиме ожидаются и новые закрытые самолёты «АИР-6» – трёхместные.
В июле 1935 года было перевезено 5853 килограмма разных грузов. В этом же месяце 1936 – 11300 килограммов».
В сентябре 1959 года штаб объединённого авиаотряда перебазируется в Благовещенск. С каждым годом растёт спрос на услуги аэрофлота, увеличивается количество воздушных авиалиний. Как видно из справки о работе Благовещенского авиаотряда, за первые шесть пассажиропоток вырос более чем на 120 тысяч человек: 1959 г. – 56 727 человек, 1965 г. – 180 876 человек. К середине 60-х авиаотряд обслуживал 26 воздушных линий.
Помимо исторических справок, статистических данных архивные документы хранят информацию о тех, в чью биографию навсегда вписан Благовещенский авиаотряд. Командиры, пилоты, штурманы, бортмеханики, инженеры, диспетчеры – у каждого своя биография, свой трудовой путь, но всех объединяет любовь к профессии. Даже в характеристике каждого лётчика, кроме официальных данных об образовании, профессиональных навыках, обязательно отмечено: «летать любит», «летает с большим желанием», «лётное дело любит», «в воздухе не устает», «лётную работу любит», «летает с большим желанием, грамотно». Что это? Случайное лирическое отступление? Или с небом нельзя иначе, без любви?..
Личные дела тех, кто связал свою судьбу с небом, представлены в фонде Р-595 «Благовещенский объединенный авиаотряд». Многие пришли в амурскую авиацию в 50-60-е годы.
1. Дмитриев Павел Николаевич, командир 1 аэрозвена 146 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
2. Егоров Александр Прокопьевич, командир самолёта Ан-2 1 АЭ 146 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
3. Ивановский Владимир Васильевич, командир звена 1-й АЭ 146 летного авиаотряда Благовещенского ДВТУ ГВФ.
4. Кашаев Пётр Григорьевич, штурман авиаэскадрильи 146 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
5. Задорожный Иван Васильевич, командир самолета Ан-2 146 авиаотряда ДВТУ ГВФ.
6. Ведь Владимир Дмитриевич, диспетчер службы движения аэропорта Райчихинск Благовещенского ОАО ДВТУ ГВФ.
7. Долматов Леонид Афанасьевич, командир звена 1 АЭ 129 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
8. Киреев Александр Иванович, пилот 4 класса 2-й А.Э. 146 Авиаотряда ДВТУ ГВФ.
9. Белаш Анатолий Иванович, штурман вертолётной АЭ 146 л/о Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
10. Комарных Александр Васильевич, инженер ГСМ аэропорта Зея.
11. Гришин Алик Сергеевич, командир воздушного судна самолета Як-40, командир звена самолетов Ан-2, диспетчер группы контроля службы ПДСП.
12. Загуменнов Леонид Куприянович, командир воздушного судна самолета Як-40 146 летного отряда БОАО.
13. Аулов Геннадий Захарович, командир авиаэскадрильи 146 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
14. Гуляев Владимир Витальевич, командир звена 146 лётного отряда Благовещенского объединенного авиаотряда.
15. Давыдов Валерий Васильевич, начальник технического участка, начальник авиатехнической базы, первый заместитель командира объединенного авиаотряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
16. Белоусова Надежда Даниловна, диспетчер службы движения аэропорта г. Тында Благовещенского ОАО.
17. Анисайкин Владимир Васильевич, командир самолета Ан-2 Благовещенского ОАО ДВУГА.
18. Гасан Юрий Павлович, командир авиазвена самолётов Ан-2 АЭ 146 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
19. Апольчук Александр Алексеевич, командир самолета Ан-2 129 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
20. Алейников Владимир Викторович, командир воздушного судна Як-40 1-й АЭ 146 летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА. В 1986 г. присвоено звание «Лучший пилот Амурский области».
21. Веретенников Валерий Владимирович, старший бортмеханик 414-го летного отряда Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
22. Аникин Борис Леонидович, заместитель главного инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию авиационно-технической базы Благовещенского ОАО ДВУ ГА.
23. Бабинцев Виктор Гаврилович, старший диспетчер службы движения а/п Благовещенск ДВУ ГА.
В фотофонде Государственного архива Амурской области хранятся кадры из истории гражданской авиации Приамурья конца 60-х – начала 80-х.