11.11.2024
«…В соответствии с принятым Регламентом заседания областного Собрания проводятся не реже одного раза в месяц. За период работы с ноября 1994 года по настоящее время проведено 4 заседания Собрания, на которых было принято 104 нормативных акта «…»
Законотворческая работа ведется согласно утверждаемых планов на квартал и перспективу. В настоящее время совместно с администрацией области создана рабочая группа, которая подготавливает проект Устава области.
Взаимоотношения областного Собрания и администрации области складываются непросто «…» Федеральных законов, регулирующих эти взаимоотношения, определяющих компетенцию представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации нет. А Закон РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» хоть и не отменен, но и должным образом не действует.
Отсутствие законодательной базы и вертикальной связи с законодательными органами Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления побуждают к взаимодействию на региональном уровне».
Из аналитической записки о работе Амурского областного Собрания (б/д [1995 г.])
Выборы
Постановлением главы Администрации области 20 октября 1993 г. № 442 деятельность Амурского областного Совета народных депутатов была приостановлена, его полномочия временно переданы администрации области. Кроме того, образована комиссия для разработки Положения о новом органе представительной власти и органах местного самоуправления и Положения о выборах в органы представительной власти и органы местного самоуправления области.
14 января 1994 г. утверждено Положение о выборах депутатов в Амурское областное Собрание, определена дата выборов – 27 марта 1994 года.
10 февраля 1994 г. в Положение о выборах депутатов в Амурское областное Собрание были внесены изменения и дополнения. В частности, изменения коснулись части 2 статьи 3: изначально кандидатом в депутаты мог выдвигаться гражданин, постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного округа или города, в новой редакции – гражданин, постоянно проживающий на территории Амурской области. Изменения и дополнения вносились в данный документ и позже, в октябре 1994 г.
За несколько дней до выборов, 21 марта 1994 г., принято постановление главы Администрации № 273 - дата завершения выборов перенесена на сентябрь-октябрь 1994 года. «… считаем целесообразным завершение выборного процесса и начало работы областного Собрания отнести на более позднее время, когда будет завершено судебное разбирательство и будет принято окончательное решение».
В июле была назначена новая дата выборов в Амурское областное Собрание – 23 октября.
К концу сентября была закончена выверка списков избирателей по избирательным участкам, подтверждена техническая готовность к выборам избирательных комиссий.
Председатель Амурской головной избирательной комиссии отмечал, что «всех беспокоит, конечно, отношение к предстоящим выборам избирателей. Люди сетуют на тяжелое экономическое положение, особенно на селе. Избрание представителей власти волнует их меньше, чем насущные экономические проблемы».
4 октября 1994 г. состоялось заседание малого Совета областного Совета народных депутатов, на котором депутатами было утверждено Положение о выборах в Амурское областное Собрание, а также Временное положение об организации и деятельности органов государственной власти Амурской области (действующее до принятия Устава Амурской области), согласно которому Амурское областное собрание является «представительным (законодательным) органом государственной власти, правопреемником областного Совета народных депутатов», избирается в составе 30 депутатов сроком на 2 года.
23 октября 1994 года состоялись выборы депутатов в Амурское областное Собрание.
Из сообщения Амурской головной избирательной комиссии: «Выборы проводились в 15 избирательных двухмандатных округах. Всего было зарегистрировано окружными избирательными комиссиями 91 кандидат в депутаты, из них пять кандидатов сняли свои кандидатуры до дня выборов. Из оставшихся 86 кандидатов в депутаты избирательными объединениями было выдвинуто 33 и группами избирателей 53 кандидата».
Из 30 избранных депутатов большинство – руководители государственных предприятий, коммерческих структур, частных предприятий, объединений, товариществ. Также в числе избранных депутатов шесть служащих государственных, муниципальных и общественных структур, работник вуза, рабочий, сотрудник ОВД, один временно не работающий.
«Впереди прямо непочатый край работы»
С принятием в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации начался процесс выстраивания новой законодательной системы. Правовые акты, принятые в субъектах федерации, должны были соответствовать Конституции и федеральным законам. Возникали сложности с трактовкой отдельных положений, в том числе из-за противоречий между некоторыми правовыми актами.
Амурскому областному Собранию предстояло создать законодательную базу практически с нуля.
10 ноября 1994 г. в связи с началом работы Амурского областного Собрания Амурский областной Совет народных депутатов был ликвидирован.
На первом заседании областного Собрания помимо главы областной администрации Полеванова В.П. выступил полномочный представитель Президента Российской Федерации в области Никандров Г.А.: «Год, прожитый нами без областного Совета народных депутатов, показал, что при таком положении минусов оказалось больше, чем плюсов «…»
Что касается состава депутатов Амурского областного Собрания, то можно отметить, что они представляют весь политический спектр Приамурья и являются точным срезом с нынешнего состояния общества. «…»
Без целеустремленной совместной и дружной работы Амурского областного Собрания и администрации Амурской области положительных сдвигов в жизни амурчан не достичь. Известно, что целый год функции представительного органа исполняла областная администрация. Сейчас предстоит может быть и более болезненный процесс перераспределения властных полномочий, но этот отрезок пути надо пройти быстро, не тая обид и умеряя свои амбиции».
Выступающие особо отметили необходимость принятия Устава области.
Заслушав доклад мандатной комиссии об итогах выборов в областное Собрания, выступление председателя головной избирательной комиссии и предложения по совместной законотворческой работе депутата Хабаровской краевой Думы Хачатуряна Б.Г., депутаты продолжили работу в соответствии с утвержденной повесткой:
- председателем областного собрания избран Белоногов Анатолий Николаевич (бывший председатель областного Совета народных депутатов), заместителем председателя – Хащева Любовь Сергеевна (заместитель главы администрации г. Зея);
- образовано 6 постоянных комиссий;
- утверждено Временное положение об организации и деятельности органов государственной власти Амурской области.
Устав (основной закон) Амурской области
Одной из первоочередных задач, стоящих перед областным Собранием, стала подготовка проекта Устава Амурской области. Решением областного Собрания от 25 ноября 1994 г. № 20 образована комиссия по разработке Устава Амурской области в составе 11 депутатов.
На девятом заседании Амурского областного Собрания (18 мая, 1 июня 1995 г.) обсуждался вопрос «О проекте устава Амурской области» при участии Главы администрации области Дьяченко Владимира Николаевича.
«Что касается исполнительной власти, то просил бы учесть, что эта идея рождалась достаточно болезненно. Серьезно обрабатывали вопрос взаимодействия законодательной и исполнительной власти на территории. Это важно, потому что мы не достигли серьезного опыта, нет традиции, выработанной культуры, связанной с взаимодействием двух ветвей власти как независимых и самостоятельных структур» (Дьяченко В.И.).
Обсуждались четыре проекта:
- проект Устава, подготовленный прокурором области;
- проект Устава, подготовленный председателем постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Суратом А.В.;
- проект Устава, подготовленный комиссией, образованной в ноябре 1994 г.;
- проект Устава, подготовленный администрацией области.
Непростая дискуссия велась по вопросу будет ли в области «высшее должностное лицо». Предложение администрации области о введении должности губернатора подверглось критике депутатов областного Собрания.
По итогам голосования на заседании за основу принят Устав, подготовленный специалистами областного Собрания (комиссией), по ряду вопросов приняты следующие решения:
- представительный орган власти называется «Амурское областное Собрание народных депутатов»;
- исполнительный орган власти называется «Администрация Амурской области»;
- высшее должностное лицо исполнительного органа власти – Глава Администрации;
- Главу Администрации должно избирать население области.
Принятый в ноябре областным Собранием Устав (основной закон) Амурской области был возвращен Главой Администрации на повторное рассмотрение, принят повторно 6 декабря 1995 года. Устав содержал следующие положения:
- «Органом законодательной власти области является Амурский областной Совет народных депутатов … избираемый на четыре года»;
- «Областной Совет состоит из народных депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на условиях мажоритарной системы по избирательным округам, образуемым на территории области на основе единой нормы представительства в порядке, определяемом законом области»;
- «Полномочия областного Совета могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) принятия решения о самороспуске до истечения срока полномочий «…»
б) по решению областного референдума…»;
- «Исполнительным органом государственной власти области является Администрация области», в состав которой входят Глава Администрации области, его заместители, подчиненные управленческие структуры (комитеты, управления и т.п.);
- «Глава Администрации области является высшим должностным лицом исполнительной власти области «…» избирается населением сроком на четыре года путем всеобщих равных и прямых выборов, при тайном голосовании»;
- «Состав Администрации области формируется Главой Администрации в соответствии с законодательством области»;
- полномочия Главы Администрации области прекращаются досрочно в нескольких случаях, например при утрате им гражданства РФ или стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять должностные обязанности (в течение более 4х месяцев). Решение о досрочном прекращении полномочий Главы Администрации области принимает областной Совет.
Все нормативные правовые акты Амурской области требовалось пересмотреть и привести в соответствие с Уставом в течение года со дня вступления Устава в силу.
Устав Амурской области опубликован в газете «Амурская правда» 20 декабря 1995 г.
4 января 1996 г. депутаты приняли решение о переименовании Амурского областного Собрания в Амурский областной Совет народных депутатов и открыли первое заседание областного Совета. Среди прочих на данном заседании рассмотрен вопрос «Об обращении Главы Администрации области в областное Собрание о приостановлении действия Устава области»: «Глава обвиняет нас, что мы приложение не доработали, не представили карту. Считать обращение Главы Администрации к депутатам некорректным, оно не способствует объединению законодательных, исполнительных органов власти для решения социально-экономических и других проблем».
В феврале 1997 года был принят Закон Амурской области «О внесении изменений и дополнений в Устав (основной закон) Амурской области». Изменения и дополнения в Устав вносились и позже.
Законотворчество в 1994-2011 гг. (1-5 созывы)
Депутатами Амурского областного Собрания (Амурского областного Совета народных депутатов) первого созыва помимо Устава (основного закона) Амурской области, законов «О статусе депутата Амурского областного Собрания», «О выборах Главы Администрации Амурской области», принят ряд законов, которые стали правовой базой для формирования органов местного самоуправления.
Амурские законотворцы (начиная с первых заседаний областного Собрания первого созыва) рассматривали проекты по различным направлениям: налоги и областной бюджет, целевые программы, поддержка малого бизнеса, аграрного сектора, социальная защита населения, защита прав человека, развитие науки и культуры и другие. На рассмотрение поступали также проекты федеральных законов.
Среди принятых законов: «О торговле в Амурской области» (1996 г.), «Об административно-территориальном устройстве Амурской области» (1997 г.), «Об охране здоровья населения Амурской области» (1997 г.), «Об охране труда в Амурской области» (1998 г.), Градостроительный Устав Амурской области (1998 г.), «О природно-заповедном фонде» (1999 г.), «Об уполномоченном по правам человека в Амурской области» (1999 г.), «О пожарной безопасности» (2001 г.), «Об областных целевых программах» (2003 г.), «Об адресной социальной помощи» (2004 г.).
Один из примечательных фактов истории амурского парламента: работа Амурского областного Совета народных депутатов четвертого созыва была прекращена досрочно, 11 декабря 2007 г. на внеочередном заседании депутаты приняли решение о самороспуске областного Совета.
В марте 2008 г. состоялись выборы в законодательный орган Амурской области (который вновь сменил название) – Законодательное Собрание Амурской области.
На хранении в Государственном архиве Амурской области находятся документы Законодательного Собрания Амурской области за период по 2014 год.
В числе документов архивного фонда - протоколы заседаний Законодательного Собрания Амурской области 1-5 созывов (по 2011 год включительно), протоколы заседаний комитетов, протоколы депутатских слушаний и заседаний «круглого стола», переписка с Администрацией Президента Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Архивные документы достаточно полно освещают деятельность Законодательного Собрания Амурской области. Часть дел содержит материалы по отдельным событиям, например: «Протокол регионального совещания Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», 19-20 июня 2003 года», «Протокол переговоров делегаций Амурского областного Совета народных депутатов и постоянного комитета Собрания народных представителей г. Хэйхэ, 27 декабря 2005 года», «Материалы Первого молодежного амурско-хейлунцзянского форума дружбы и сотрудничества, 12-14 апреля 2010 года».
Архивный фонд Законодательного Собрания Амурской области пополняется.