Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих
День российского парламентаризма

День российского парламентаризма


      Праздник был утвержден в 2012 году с целью привлечения внимания граждан к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов региональной власти. Дата празднования приурочена ко дню начала работы I Государственной Думы Российской Империи в 1906 году.

Становление органов народного представительства в политической системе современной России имеет многовековую историю – от вече, боярской думы, дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

    Развитие парламентаризма в Приамурье, начиная с XIX века, происходило параллельно с процессами, происходившими по всей стране. В 1858 году управление Амурской областью разделялось на главное и местное. Главное управление принадлежало генерал-губернатору Восточной Сибири и Совету Главного Управления, а местное – военному губернатору области. Он ведал всеми административными делами, формировал управленческий аппарат, решал гражданские дела, командовал войсками на территории области и являлся наказным атаманом Амурского казачьего войска.

      В административном отношении Амурская область делилась на особые территории, каждая из которых имела свои органы управления. Административная структура носила не территориальный, а сословный характер, так как каждая группа населения имела различные права и обязанности.

      Амурское казачье войско, возглавляемое войсковым правлением и наказным атаманом, состояло из 11 станичных округов расположенных вдоль Амура. В 1870 г. за казачьими войсками закреплялся статус демократической организации. На местах главным органом управления был станичный сход, состоявший из всех домохозяйств. Интересы отдаленных от станиц поселков на сходе представляли выборщики. Вопросы оперативного управления находились в ведении станичных правлений и атаманов. Станичные атаманы избирались на сходе, а затем утверждались войсковым правлением. На рассмотрение станичных сходов и заседаний правления вносились все вопросы внутренней жизни селений: выборы и освобождение атаманов, других должностных лиц, установление размеров жалованья, финансовые и земельные вопросы, представление к награждению, принимали решения о наложении общественного порицания и т. д.

     Все крестьянские селения области образовывали Амурский уезд, возглавляемый уездным исправником и присутствием по крестьянским делам при военном губернаторе. Уезд объединял 26 крестьянских волостей.

      Каждое сельское общество (включавшее одно или несколько селений) имело сельский сход, выбиравший сельских должностных лиц – сельского старосту, сборщиков подати, соцких, десяцких. В состав волостного схода входили сельские и волостные лица во главе со старшиной, а так же «десятидворники» - выборные от каждых 10 дворов. Избираемый волостным сходом на 3 года волостной старшина выполнял полицейские функции.

       Для управления приисками были созданы Амурский, Буреинский и Зейский горно-полицейские округа, где властные полномочия осуществляли горные инженеры и полицейские исправники.

     К 1863 году город Благовещенск стал обретать вполне конкретные очертания, формировалось городское общество, возникла необходимость создания городского управления, поэтому было принято решение о создании органа, который бы управлял всеми делами Благовещенска. Был разработан «Проект Правил об образовании Городского Общественного Управления», подписанный членами специально созданной комиссии. В нем предлагались основы городского избирательного права, которые противоречили законоуложениям Российской империи и сословной организации общества, ввиду того, что высочайшим указом от 27 апреля 1861 г. Благовещенску были дарованы особые преимущества, а именно: избавление от всех пошлин, государственных повинностей, военного постоя, рекрутства, права обывателей были уравнены.

      Право избирать и быть избранным предоставлялось каждому члену общества мужского и женского пола, достигшему совершеннолетия (21 год). Имущественный ценз предлагалось не устанавливать.

       Система городского управления была относительно простой. Городское общество один раз в год на полном собрании избирало особых членов – гласных (депутатов) (членом собрания считался каждый общественник, достигший 21 года, включая лица женского пола). На избрание гласных устанавливался имущественный ценз - не менее 200 рублей (стоимость недвижимого имущества или ежегодный доход). Гласные образовывали так называемую Общую Думу, состав которой был следующим: 10 человек из дворян и Почетных граждан, 5 человек от духовенства, 30 человек от податных сословий (купцов, мещан, цеховых, крестьян), а так же отставных нижних чинов.

      Общая Дума разделялась на Совещательную и Распорядительную. К первой принадлежали все 45 членов, ко второй только лица избранные гласными из своей среды: Городской голова, его помощник и базарный староста.

     На должность городского Головы мог избираться человек не моложе 25 лет, имевший в городе недвижимое имущество стоимостью не менее 1500 рублей или иной доход, соответствующий этой сумме.

     В ведении Совещательной Думы находились общие вопросы управления: выборы должностных лиц, составление ревизорских справок, раскладка податей, охрана имущества города, городское строительство и т.д. Члены Распорядительной Думы отвечали за выполнение приговоров, постановляемых Общей Думою.

     В 1870 году было введено новое «Городовое положение». Закрепленный в нем принцип городского самоуправления состоял в избрании его органов всем имущим населением, несмотря на его национальный религиозный и социальный состав.

      Право голоса при избрании гласных принадлежало всем городским обывателям при следующих условиях: «Они должны быть российскими подданными мужского пола, возрастом достичь 25 лет. Владеть уставным имущественным цензом и не иметь недоимок по городским сборам». Голосование проводилось по куриям, или разрядам. Первая курия состояла из крупных собственников, число которых было не велико, вторая курия – из средних собственников. Третья курия (мелкие собственники) составляла большинство избирателей. Выборы в городскую Думу проводились раз в 4 года, число гласных колебалось от 30 до 70 человек.

     По «Городовому положению» от 11 июня 1892 года в избирательной системе произошли значительные изменения: резко ограничен круг выборщиков (избирателей) путем установления высокого имущественного ценза (не менее 1500 рублей), бедняки и рабочие лишены права голоса, число гласных из нехристиан не должно было превышать 1/5, лица женского пола имели право участвовать в выборе гласных не лично, а через уполномоченных, снабженных от них доверенностями, таким же правом пользовались мужчины, не достигшие 25 летнего возраста, но обладающие всеми прочими цензами. В гласные избирались владельцы промышленных и торговых предприятий, пароходовладельцы, золотопромышленники, отставные генералы и т. д.

    Голосование проводилось шарами, для чего избирательные урны имели по два ящика. В один из которых опускались черные – неизбирательные, а в другой – белые избирательные шарики. Урн ставилось столько, сколько избиралось гласных. Избирателю выдавалось белых и черных шариков по числу урн. Выборы утверждались губернатором. Им же утверждались в должностях избранные гласными Городской голова и члены Городской Управы.

     Согласно Инструкции о порядке производства выборов гласных Благовещенской Городской Думы на четырехлетие 1914 – 1918 гг. выборы производились по выборным запискам, каждая из которых представляла собой лист белой писчей бумаги обыкновенного формата, была составлена на русском языке. В избирательной записке указывалось: имя, фамилия, отчество и номер под которым лицо это занесено в избирательный список. В ней не должно было быть никаких исправлений и пометок. Записки, не удовлетворяющие этому требованию, признавались не действительными. Избирательная записка составлялась избирателем или заблаговременно, или в самом помещении избирательного собрания (участвовать в выборе гласных могли: 1) лица, владеющие не менее года на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом; 2) лица, не менее года владеющие в пределах города требующим выборки промысловым свидетельством, торгово-промышленным предприятием или пароходом; 3) лица, уплачивающие в пределах уезда основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 4) лица, за исключением нижних чинов и рабочих, получающие содержание или пенсию по государственной службе).

    Для составления записок при избирательном собрании отводилась одна или несколько комнат с необходимыми принадлежностями. В каждой из комнат могло находиться одновременно не более одного лица. Избирательные записки подавались вложенными в специальные конверты, которые должны быть заклеенными. В конверте должна была находиться только одна записка, иначе документ считался недействительным. В помещение, где проходили выборы, допускались только избиратели, имеющие право участвовать в выборах.

   Именное объявление посылалось Городской Управой каждому из городских избирателей не позднее, чем за неделю до выборов. Оно представляло собой листок, лицевая сторона которого содержала порядковый номер, название избирательного собрания, фамилию, имя, отчество избирателя, а так же номер избирателя по избирательному списку, указание о том, что оно не может быть передано другому лицу, предъявлялось как при входе в помещение, где проходили выборы, так и при подаче конверта с избирательной запиской. Именное объявление было снабжено отрывным купоном, что свидетельствует о четкой организации выборной компании.

    Основной формой работы гласных являлись заседания, которые назначались по инициативе Городского Головы, губернатора или одной пятой части гласных. Обычно заседания гласных Городской Думы проходили один раз в месяц, вечером, в свободное от текущих забот время. В случае экстренных ситуаций или острой необходимости, касающейся решения общественных дел собирались чрезвычайные или экстренные собрания: вопросы, рассматриваемые на нем, обязательно записывались. Свое мнение по обсуждаемому предмету гласные выражали путем голосования: обычно открыто, поднятием руки или высказыванием вслух. Для принятия решений необходимо было присутствие на заседании более половины гласных.

     Извещение гласным Городской Думы о повестке предстоящих заседаний Думы гласные получали заранее. В нем обязательно указывались день недели, число, месяц и год заседания, а так же были перечислены все вопросы, которые предлагались для обсуждения. В конце извещения обязательна подпись «Уведомляя об этом, имею честь просить Вас, Милостивые Государи пожаловать в собрание в 6 час. вечера. Городской Голова». О невозможности присутствовать на заседании гласный должен был сообщить в письменном виде за 10 дней, обязательно указав причину. В случае неявки без уважительной причины гласному выносился общественный приговор в виде наложения штрафа, или он мог лишиться своего звания «как человек бесполезный и нерадивый к интересам общества».

    По извещениям гласным, а точнее по вопросам, предложенным для рассмотрения, можно проследить, как и чем жил тогда город Благовещенск. Это вопросы о строительстве дорог, школ, гимназий, электростанций, развитии торговли, работе городского банка и многое другое.

  В начале XX века в государственном устройстве России произошли значительные перемены.

   Революционные события 1905 - 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались политические свободы.

  Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.

   
    Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права. Сословные и имущественные ограничения отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие 20 лет». Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки, устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время. С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена.

   В Амурской области на период 1917 года шел процесс складывания Земского управления (волостные земства, сельские, горные, казачьи избирали гласных в Земское областное управление, которое избирало Земскую управу, решавшую все текущие вопросы). Параллельно с формированием земства в области возникали Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.

     В резолюции 4-го Крестьянского съезда, состоявшегося 25 февраля – 3 марта 1918 г. было указано: «Единственной властью, как в центре, так и на местах, признать Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов…. Все земства должны перевыбираться в советы безотлагательно…»

     Кроме этого было принято постановление о роспуске благовещенской городской Думы: « … утвердить и выразить полное недоверие городской думе и считать ее распущенной…»

      Однако, довольно длительный период органы Земского управления и городская Дума продолжали работать.

    9 ноября 1922 года был издан приказ губернского революционного комитета о роспуске благовещенского городского собрания уполномоченных и преобразования городского управления в благовещенский коммунальный отдел губревкома.

      Летом 1918 года органы власти страны были реформированы в соответствии с принятой 1918 году Конституцией РСФСР. Установилась структура: областной съезд Советов – подчиненный ему облисполком, который руководил военным комиссариатом, органами поддержания правопорядка, коммунальными службами и т.д.

      В период с июля 1920 года по октябрь 1922 Амурская область входила в состав Дальневосточной республики, общественное управление которой несколько отличалось от общероссийского. В проекте Конституции ДВР указано: «местными органами управления ДВР являются народно-революционные комитеты… выборы, в которые производятся на следующих основаниях: 1) выборы проводятся всеобщим прямым равным тайным голосованием, 2) избирать и быть избранным могут все граждане республики обоего пола, всех трудовых классов независимо от национальности, сословия, вероисповедания, достигших возраста 18 лет.» Не имели право участвовать в выборах: агенты жандармских управлений, карательных отрядов, осужденные за принадлежность к реакции и т.д.

    Процесс советизации Амурской губернии завершил первый губернский съезд, состоявшийся в июле 1923 года. С этого времени в Приамурье, как и на всей территории Советского Союза, действовала система Советов всех уровней.

    До принятия Конституции СССР 1936 года только некоторые местные органы государственной власти (городские и сельские Советы) избирались непосредственно населением и являлись постоянно действующими органами. Районные, областные, окружные органы власти функционировали в виде периодически созывавшихся съездов Советов, на которых избирались исполнительные органы – исполнительные комитеты, ответственные перед съездами Советов. В период между съездами Советов исполнительные комитеты пользовались почти всеми правами съездов. Согласно Конституции СССР 1936 года съезды Советов были упразднены. Представительным органом государственной власти на местах были организованы в единую систему Советы депутатов трудящихся. Они избирались на определенно установленный срок, в течение которого осуществляли свои полномочия в одном и том же постоянном составе.

    Конституция 1977 года сохранила преемственность идей и принципов предыдущих конституций, в формировании Советов практически ничего не изменилось.

   В 1987 г. состоялись выборы в местные Советы народных депутатов. В Амурской проходили альтернативные выборы по 168 многомандатным избирательным округам. Данный способ проведения выборов получил закрепление в законе СССР «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988 г.

   В советскую эпоху с переходом к однопартийной системе, а затем ликвидацией внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в «выборы без выбора». Лишь в конце 1980-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень ограниченном масштабе на выборах в местные органы власти в 1987 г., а затем широко в 1989 г. на выборах Съезда народных депутатов стало применяться альтернативное голосование - у избирателей появился выбор между двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989 г., часть мест (750 из 2250) была уже зарезервирована за КПСС и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому, сколько мест, что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Выборы народных депутатов Российской Федерации год спустя отвергли такой порядок как антидемократический. 17 марта 1991 г. состоялся первый в истории страны всенародный референдум, а 12 июня того же года — первые в истории России президентские выборы.

   Политические процессы, происходившие в стране в начале 90-х гг. привели к изменениям деятельности органов исполнительной власти, функции государственного управления на местах были переданы создаваемым Администрациям, полномочия исполнительного комитета Совета народных депутатов прекращались. В Амурской области параллельно с Администрациями продолжали работать Советы народных депутатов, не желавшие складывать свои полномочия.

    23 октября 1994 года состоялись выборы в Амурское областное Собрание и в городскую Думу г. Благовещенска. Законодательным органом Амурской области стал Амурский областной Совет народных депутатов из 30 депутатов, избираемый на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на условиях мажоритарной системы по 15 двухмандатным избирательным округам. Председатель областного Совета избирался на первом заседании на срок полномочий областного Совета.

    Численный состав депутатов городской Думы – 9 человек (в среднем один депутат от 15 тысяч избирателей). В связи с этим предусматривалось образование 9 одномандатных избирательных округов.

    За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего механизма формирования основ народовластия. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный. В него включены не только законодательные органы власти, но и президентские и правительственные структуры, а так же избирательные комиссии.


Возврат к списку