Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

В поход на бескультурье

08.04.2022

Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов

«Бутафория» подкачала», «Голова воняет», «Молодежь «развлекается», «Темнота в Талалях – беспросветная», «Тамбовка в праздник», «Асташиха раскачалась», «Культура идет», «За культурный город!» «Театр – в деревню!» – такими заголовками пестрела «Амурская правда» в 20-е годы прошлого столетия, ратуя за «поднятие культурно-просветительной работы на должную высоту» «среди инертного, аполитичного местного населения». Главный герой этих публикаций – народ – «участник, работник культуры», который «несмотря на прожитый в тяжелой работе день, … бежит к клубу, где идет репетиция».

Именно в 20-е годы, когда в стране, только-только начавшей строить «новый мир», делается ставка на тех, «кто был ничем» – на народ, а значит и на народную культуру, которая испокон веков и в горе, и радости, шла с народом рука об руку, которая «строить и жить» помогала.

Народные театры, культпросветкружки, избы-читальни, устные журналы, литературные, драматические, агитационные, музыкальные секции, живые газеты, передвижные деревенские театры – культурный фронт во всем своем разнообразии наступал на пьянство, мелкое хулиганство и преступность, объявлял войну «азбучной неграмотности» и религии, «перестраивал быт» деревни и боролся за культурный город», протягивал руку помощи армии и воздушному флоту.

Обо всем этом мы вспоминаем сегодня, в год, объявленный Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.

Основными «рассказчиками» станут архивные документы: публикации областной газеты «Амурская правда» за 1920-1930 годы, дела из фондов «Управление культуры Амурского облисполкома. Дом народного творчества» и коллекции документов «Заслуженные работники культуры Амурской области», фотодокументы.


По страницам газеты

Начнем с обзора газетных публикаций за 20-е годы прошлого столетия.

«Идем в поход на бескультурье!», «Хотим жить культурно!», «Смотрим культработу!», «Продолжаем смотр культработы!» «Не убивайте культурных порывов. Тяга к культуре есть, но помощь недостаточна. Больше внимания культработе!» – под такими рубриками-лозунгами «Амурская правда» публиковала «культурные» материалы. Итак, слово газете (орфография и пунктуация сохранены – авт.):

1923 год

      4 сентября. «По нашей губернии. Голова воняет. С. Песчано-Озерка. В конце июля месяца у нас в селе снова ожил почти умерший культпросветкружок. … Решили поставить спектакль. На репетицию члены кружка собрались дружно, однако, приступить к репетиции нельзя было – отсутствовал председатель кружка. Послали за ним делегацию. Делегированные главу разыскали в обществе дам и девиц.

- Ре-пе-ти-ции не бу-удет – нараспев скомандовал предкружка. Делегаты ушли, а председатель, спохатившись, что грубо поступил, прибыл на репетицию и доложил, что, мол, пьеса не подходит. Члены кружка подняли «барахолку» перессорились и разбрелись, а предкружка укатил куда-то на коляске с поповским сынком. Так, пожалуй, у нас ничего и не выйдет, а все из-за того, что голова у кружка воняет. Болтун».

25 сентября. «Хроника деревенской жизни. Асташиха раскачалась. 2-го сентября культпросветкружок в дер. Асташиха поставил пьесу «Террористы» Ставили спектакль впервые, немудрено, что при неопытности и молодых силах пьеса прошла сучковато.

Но смущаться молодняку не следует: начало, первый шаг сделан. Дальше работать будет легче, вырабатывается опыт, навык. Житель».

31 октября. «По нашей губернии. Культура идет. В с. Екатеринославке имеется три передовых организации: ячейка РКП, комсомол и отделение союза грузчиков. Члены этих организаций темны и в большинстве совсем малограмотны, но из кожи лезут, а стремятся к культурной работе. … вечером, несмотря на прожитый в тяжелой работе день, тот же рабочий бежит к клубу, где идет репетиция. Там он участник, работник культуры.

Однако, далеко не так ведет себя «интеллигенция» Екатеринославки … Народный дом для этой категории лиц будто бы не существует. Интеллигенты туда и не заглядывают, предпочитая … вечерок за рюмкой контрабандной влаги. Екатеринославскому рабочему приходится работать одному. Но он в своем стремлении крепок и упорен. Результаты не сегодня завтра скажутся. А пока видно одно:

- Культура идет. Гончар».

1924

21 февраля. «Культработа в деревне. 7 и 9 января в глухих таежных деревушках Завитинского района – Ново-Михайловке и Средне-Федоровке, – деревенскими культурниками под руководством учащих этих школ этих деревень были поставлены спектакли. Спектакли прошли великолепно и привлекли так много зрителей, что все не могли поместиться в зрительном зале. Расходясь, – даже бородачи-крестьяне рассуждали между собой:

- Вот бы почаще устраивали нам в деревне такие представления… А то сидим в темноте, как кроты…

Главная беда в деревне – отсутствие пьес. А.С.».

23 февраля. «По нашей губернии. «Бутафория» подкачала. (Пос. Джалинда). Каждый член просветкружка, каждый любитель знает, что такое бутафория на сцене.

Вот эта самая «бутафория» у нас в Джалинде и подкачала. Вышло так. Ставили в Народном доме пьесу «Снохач». По пьесе, снохач в одной из сценок появляется пьяный, с бутылкой и угощает других.

Эту сценку натурально провел один из служащих одной дистанции. Явился он на сцену в роли снохача «под большим турахом», налил рюмку и предложил выпить снохе. Не подозревая, что в рюмке спирт, та залпом выпила и окаменела на сцене. Две минуты языком не могла шевельнуть. Сильно действовал «бутафорский» спирт и на комсомольца, игравшего – Кириллу. Чуть было вместе со скамейкой не слетел под конец действия.

В общем «бутафория» наделала много дел, так что некоторым участвовавшим в пьесе заночевать пришлось в каталажке. Тихоня».

10 июля. «Рабочая жизнь. Жизнь Соколовского стана. Насчет культурно-просветительной работы. Клуб это святое святых для рабочих Соколовского стана. Рабочие все силы кладут на него. … Спектакли, устный журнал и прочее у нас бывает. Только беда в том, что губполитпросвет давным-давно обещал прислать новые пьесы, да так обещание и осталось обещанием. Ну, а у нас большая нужда из-за этого получается.

Так же разговор имеется и насчет кино. Мол, это кино разъезжает по деревням, а почему оно не заглянет к нам. На стане есть и электричество, да и от железной дороги, а также и от Амура по 20 верст. Легко попасть к нам.

Были у нас и экскурсанты-школьники из Ушумуна. Три дня пробыли, устный журнал поставили, а веселья, радости-то сколько внесли в нашу захолустную жизнь».

1928

5 октября. «Клубы нуждаются в средствах. Окрпрофбюро приняло меры к обеспечению клубов средствами. … По имеющимся подсчетам клубам выделяется самое большее – 32% союзных культсредств. Положение совершенно ненормальное. Клубы, зачастую, форменным образом нищенствуют. … Поэтому клубы и стремятся пойти на «отхожие заработки» (платные кинопостановки и т.д.). Основная культурно-просветительская работа клубов от этих «промыслов» конечно страдает.

Окрпрофбюро решило обследовать несколько клубов, чтобы учесть финансовое снабжение клубов. Обследования уже начались. В городе будут обследованы клубы водников, совторгслужащих, пищевиков, химиков, работников связи и деревообработчиков».

10 октября. «Театр – в деревню! Край поставил вопрос о передвижном театре для деревни и кое-что уже сделано. … Лучше всего такую работу сможет проделать передвижной деревенский театр.

Маршрут театра. Театр в течение определенного времени должен обслужить несколько деревень с остановкой в каждой деревне на два-три дня. …

Из кого и как… Труппа передвижного театра будет состоять из двух-трех опытных актеров, объединяющих вокруг себя группу любителей, набранных из лучшей части комсомольского актива, знакомого с работой сцены. … Работники театра должны находиться на вполне обеспечивающей их оплате. Кроме труппы актеров при театре будет иметься два инструктора по политработе.

Театр должен быть легкопередвижным. Это – нечто вроде фургона, может быть не одного, а двух или трех. Главный фургон – сцена с откидывающейся стеной, заменяющей авансцену. Специальные приспособления с занавесом и декорациями позволят развертываться театру просто и быстро.

Организовать сейчас-же! Проект передвижного театра не местный. Краевой отдел ОНО и рабис (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств – авт.) уже приступили к практическим мероприятиям. Собраны средства и сформирован коллектив театра.

У нас существование проекта натолкнулось, как всегда, на … денежные препятствия. Нет сомнения, что театр будет предприятием убыточным. Нужна денежная поддержка, по крайней мере, тысяч в двадцать в год».

1930

25 января. «Благовещенск. Клуб погранотряда в Никольской церкви. Никольская церковь отдана погранотряду для оборудования в ней клуба.

Постройка клуба уже началась. Кресты сняты. На их месте будут водружены радиомачты, и скоро в каменных сводах бывшего капища впервые заговорят живым человеческим языком. На оборудование клуба ассигновано 3 тысячи руб. Надо полагать, что это будет лучший клуб в городе».

Такие картины из культурной и не очень жизни города и деревни, живое печатное слово помогают понять, в каких непростых условиях пробивались первые ростки централизованной культурно-просветительской работы в Приамурье вопреки и наперекор послевоенной разрухе, революционному хаосу. Тесно стало народной душе в избах да на завалинках, пришло время людей посмотреть да себя показать. В клубах, кружках появляются первые народные коллективы.

Дом народного творчества

Одного таланта и желания недостаточно. Без материальной базы, без поддержки государства ни один коллектив не будет жизнеспособным. Организация смотров, конкурсов, фестивалей, содержание, методическая помощь районным клубам – все это легло на плечи государственного учреждения культуры – Амурского областного Дома народного творчества.

О буднях и праздниках амурских народных коллективов, начиная с 60-х прошлого столетия, рассказывают документы архивного фонда «Управление культуры Амурского облисполкома. Дом народного творчества».

Даже беглое знакомство с описью документов позволяет понять – народное творчество шагало в ногу со временем. Если в начале 60-х – это, в основном, народные театры, кружки художественной самодеятельности, агитационно-художетсвенные бригады, то в 70-х все чаще встречаются документы о деятельности агитбригад, самодеятельных оркестров, фестивали, смотр-парад, конкурсы, для руководителей народных коллективов проводятся курсы повышения квалификации, семинары. В 80-е список пополняют фестивали молодежной, авторской песни, народные университеты области.

Без участия народных коллективов не проходит ни одно событие – будь то день рождения села или торжество на государственном уровне.

Из отчета об итогах смотра художественной самодеятельности коллективов Амурской области в честь 50-летия Великого октября за 1966-1967 гг.: «Многообразие и богатство видов и жанров нашей художественной самодеятельности свидетельствуют о качественном расширении художественных интересов советских людей.

Народные театры, драматические коллективы и агитационно-художественные бригады, музыкальные и танцевальные коллективы, хоры и вокальные ансамбли, певцы, чтецы, самодеятельные поэты, представители оригинального жанра, композиторы, художники…. Такого богатства жанров не знало народное творчество даже в недалеком прошлом». (Р-1555, оп.1, д. 9, л. 3)

Справки, приказы, отчеты, протоколы, учетные карточки, приоткрывают закулисье культурной жизни Приамурья. Здесь царит язык лаконичной статистики и хлесткой критики.

Из справки об итогах областного смотра агитационно-художественных бригад, 1964 год: «В области насчитываются 65 агитационно-художественных и концертных бригад с общей численностью в 730 человек. Из них из них 21 агитационно-художественная бригада с общей численностью в 273 человека. … Удел агитбригад не только критика, борьба с недостатками. Теневые стороны нашей жизни, отрицательные герои получились значительно ярче, выпуклее, а положительное дается в сухих неинтересных формах. Так случилось с агитбригадой «Зейской сплавной конторы» г. Свободного и клуба «Мелькомбината» г. Благовещенска». (Р-1555, оп. 1, д. 4. л. 17)

Из приказа от 12 апреля 1966 года «Об оказании помощи агитационным художественным бригадам»: «В связи с 50-летием Советской власти и Всероссийским смотром художественной самодеятельности областной Дом народного творчества провел совещание-семинар для руководителей агитационных бригад. … Участники семинара … вскрыли серьезные недостатки по подбору репертуара для агитационно-художественных бригад: совсем отсутствует патриотическая, революционная тематика, а порой и проскальзывает халтура, о недостаточном использовании местного материала: частушек, фольклора, песен местных композиторов, о неумелом использовании технических средств и наглядной агитации в агитбригадах …». (Р-1555, оп. 1, д. 4. л. 46)

Из Справки о работе Белогорского народного театра, 1965 год: «Актер и директор народного театра Живаго Ф.И. постоянно загружен на производстве общественной работой. Мало оказывают помощи народному театру шефские организации города. Так, например, руководство вагонного депо в течение полутора лет не может решить вопрос со строительством сарая для хранения декораций, в то время как народный театр неоднократно ставил для коллектива вагонного депо шефские спектакли, оказывает помощь драматическим коллективам. Мало вникает в работу народного театра отдел агитации и пропаганды горкома партии и горисполкома. А городской комитет ВЛКСМ стоит в стороне от деятельности народного театра». (Р-1555, оп.1., д. 5, л. 18)

В официальных документах даже танец больше напоминает замысловатый чертеж. Трудно рассмотреть в геометрической головоломке русский народный хоровод.

И все же нельзя недооценивать роль этих документов, ведь они хранят историю создания коллективов, имена народных музыкантов, умельцев, актеров, художников композиторов и поэтов.

Из Справки о работе ансамбля народных инструментов Благовещенского музыкального училища: «Секстет народных инструментов был создан в 1960 году по инициативе преподавателей музыкального училища г. Благовещенска. Руководителем ансамбля со дня его организации является преподаватель Благовещенского музыкального училища Гора Виктор Иосифович». (Р-1555, оп.1, д. 9, л. 10)

По программкам народных театров можно не только восстановить имена творческого состава, но и изучить географию области. Так, на обороте программы концерта коллективов художественной самодеятельности Серышевского района на творческом отчете в городе Благовещенске за 1967 год – справка об экономике района.

Среди участников художественной самодеятельности – журналистов учителей, рабочих, врачей, служащих – встречаются имена таких известных амурчан, как, Александра Филоненко, будущего редактора газеты «Амурская правда» и Бориса Машука. Молодой писатель в марте 1966 вел программу отчетного концерта народного танцевально-хорового коллектива Мазановского районного дома культуры, выступал в роли чтеца. Александр Филоненко, тогда, в 1969-м, заместитель редактора районной газеты «Знамя победы», играл в спектакле Ромненского народного театра «Обуховке нужны чудаки».

Но не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ни один документ так не передаст грацию, пластику, артистизм – всю гамму чувств исполнителей, как фотографии. Благодаря им мы и сегодня, спустя десятилетия, можем еще и еще раз побывать на концертах, выставках, заглянуть в закулисье и творческие мастерские.

Фотографии 60-х «расскажут» о том, что «Будет на Зее ГЭС», «исполнят» бурятскую песню о Ленине, «закружат» в танцах народов Севера, «удивят» акробатическими этюдами, «заразят» художественным свистом, «позовут» на репетицию детского драмкружка, «заманят» песнями-танцами в чисто поле и под занавес агитбригады вернут в комсомольское прошлое.

Язык танца… Он превратит неуклюжих пингвинят в задиристых кокеток, разглядит солистку в девчушке с бантиками, смешает в замысловатом узоре гимнастические обручи, мальчишек-сорванцов заставит забыть о проказах и «войнушке», уведет в таинственный мир балета и промчит по всему земному шару в танцах народов мира. Все эти фотозарисовки – о детском танцевальном коллективе из села Козьмодемьяновки Тамбовского района – сделаны в 1974-м году.

Пожалуй, самые «мирные» фотодокументы – снимки вокально-инструментального ансамбля «Молодость и фантазия», сокращенно «МиФ», из г. Шимановска. В кадре – молодые ребята в военной форме – солдаты, защитники. Только вместо оружия в руках у них – скрипка, труба, саксофон, гитара, а «линия фронта» – сцена да концертная площадка. О ВИА рассказывают фотографии из альбома областного смотра-конкурса вокально-инструментальных ансамблей, посвященного 60-летию Ленинского комсомола, и XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Здесь же – краткая история коллектива: «ВИА «МиФ», в/ч 2074 … создан в октябре 1976 г. по инициативе комсомольцев «Военного оркестра» в/ч 2074. … В период с 12 июня по 1 июля (1978 г.) ансамбль выступил с 16 концертами в Шимановске, в районе, … в войсковых частях Свободненского района и ЕАО. В 1977 г. занял 2 место в окружном смотре эстрадных ансамблей пограничных частей и морских бригад».

Народное творчество не знает границ. Это не только песни, танцы, это способность увидеть прекрасное в самом обыденном. Руки мастера способны обычный табурет, стул превратить в настоящий шедевр. Ажурная табуретка, стул-трон, кружевной кухонный комплект, хлебница-ларец – эти произведения искусств представлены в фотоальбоме, рассказывающем о творчестве самодеятельных мастеров Амурской области. На снимках – работы, представленные на областную выставку и выставку прикладного и изобразительного искусства в Японии. В каждой подписи к фотографии – краткая информация об авторе. Среди амурских умельцев – благовещенец Юрий Иванович Цепляев, работник УВД, житель Тынды – Евгений Петрович Жигулев, Николай Алексеевич Положий из Шимановска. Все они – резчики по дереву – настоящие виртуозы, посвятившие годы, десятилетия своему любимому делу.

«Работник Завитинского районного отделения «Сельхозтехника», столяр-универсал, в совершенстве владеет смежными специальностями – плотник, бондарь, стекольщик. Хобби – выпиливание», – читаем в этом же документе о еще одном самородке – Николае Анисимовиче Стрехине. На одной из фотографий – он сам рядом со своими поистине ювелирными изделиями, на второй – визитная карточка умельца – его родной дом в обрамлении деревянного кружева и калитка – словно иллюстрация к русской народной сказке.

Все фотографии, представленные в альбоме, сделаны в 1989 году. Тогда же, летом 1989-го, область принимала участие в третьем Всесоюзном фестивале народного творчества в РСФСР. На концертных площадках Благовещенска прошли Дни культуры районов и городов Амурской области. На снимках, ставших давно архивными, запечатлены выступления творческих коллективов: народных ансамблей, семейных дуэтов, цирковых студий. На одной из фотографий – амурский композитор, поэт и просто талантливый человек – Николай Лошманов.

С творчеством наших одаренных земляков знакомят сборники песен, стихов, сценариев, созданные в 90-х годах прошлого столетия. Красота Севера воспета в сборнике «Пою о тебе, Эвенкия!», вышедшем в 1999-м, о том, как «летят на спидометре числа» рассказывают строки из песен Альберта Хана. Сборник его произведений увидел свет в 2000-м.

Снимки, сделанные в 1990 году, пригласят на традиционный праздник народных коллективов «Играй, гармонь!».

Объединить, одержать верх над болью и страхом – сила искусства способна на многое. Об этом – фотографии с 1-го фестиваля творчества инвалидов, который проходил в Благовещенске в 1993-м.

Народное творчество. Здесь нет возрастных границ. Способность выразить себя, свой внутренний мир через искусство может пробудиться как в зрелом возрасте, так и в детском. Следующий наш рассказ о юном даровании.

Игорь. Неспетая песня…

Есть в фонде Р-1555 «Управление культуры Амурского облисполкома. Дом народного творчества» дело № 435 – «Буклет «Любил я вечность», посвященный памяти Игоря Грязюка» 1992 года. Всего двенадцать печатных листов. А в них – целая жизнь. Жизнь длиною в шестнадцать мальчишеских лет…

«Звездочка, солнышко, озарившее мир на мгновение», – так говорят о ярких талантах, чей земной путь оборвался очень рано. Таким солнышком на амурском небосводе 80-х и стал этот мальчик – Игорь Грязюк.

«Амурская правда» 26 декабря 1991 года на последней полосе опубликовала некролог: «В свои неполные 17 лет ушел из жизни ученик 11-го «Б» класса СШ № 13 Грязюк Игорь. Школа потеряла разносторонне одаренного, отзывчивого и доброго человека, отличного ученика и прекрасного музыканта …».

В неполные семнадцать – разносторонне одаренный, прекрасный музыкант, отзывчивый и добрый человек … Таким его запомнили друзья, преподаватели, участники детского эстрадного ансамбля «Ритм», в котором играл Игорь, таким он остался и в памяти Ф.А. Воробьева – руководителя детского коллектива, автора буклета «Любил я вечность. Памяти Игоря Грязюка».

Из документа: «Тот, кто следит за творчеством вокально-инструментального ансамбля «Ритм» Благовещенского Центра детского творчества, помнит его выступления в 1989-1990 годах, когда по всей стране огромной популярностью пользовалась группа «Ласковый май». В ансамбле «Ритм» песни из репертуара Ю. Шатунова исполнял очень серьезный высокий, черноглазый мальчик, игравший на клавишных инструментах, Игорь Грязюк.

Песни «Белые розы», «Розовый вечер», «Лето» вызывали бурю аплодисментов. Как правило, Игорю приходилось повторять эти песни на «бис». Неудивительно, что зрители тепло встречали юного солиста: за его плечами было 8 лет музыкальной школы по классу фортепиано, прекрасные музыкальные данные, хорошо поставленный голос, приятная внешность. …

При исполнении инструментальных пьес Игорь стремился внести что-то новое, оригинальное в известные композиции. Его импровизации покоряли высоким мастерством даже профессиональных музыкантов. На одном из конкурсов учащихся музыкальных школ Игорь удивил преподавателей тем, что на заданную тему мог придумать нескончаемое число вариаций. Его фантазии в мире музыки не было границ. …

Петь Игорек начал, едва научившись говорить. Пел дома, маршируя по комнате: «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире!». Пел, шагая по улице: «А любовь рядом была, следом шла, цветы рассыпала». … Прохожие улыбались, глядя на маленького, но с такой серьезностью и вдохновением занятого своим делом певца. …

Подбирать на слух детские песенки на пианино Игорь начал с лет с четырех, но серьезно заниматься музыкой стал с 1982 года, поступив в 1-й класс обычной школы и в подготовительный – музыкальной.

Музыка заполняла все его мысли и время. Каждую свободную минуту Игорь проводил за любимым инструментом. …

Тогда же, в первом классе, бабушка познакомила Игоря с балалайкой, игру на ней он освоил очень быстро и с удовольствием играл в дуэте с дедушкой. … с помощью дедушки освоил игру на гитаре. А после урока в музыкальной школе заходил в класс народных инструментов и брал в руки аккордеон.

… стремление совершенствоваться в музыке отличали Игоря от других ребят, занимающихся в музыкальных школах. Он хотел обучить музыке своих друзей, поэтому и привел в 1986 году почти всех мальчиков своего класса в ансамбль «Ритм». Недетская работоспособность Игоря, его добросовестность, серьезность, сказывались во всем. Все он делал только на «отлично». … Отлично учился в школе, так же занимался в музыкальной школе, так же относился к занятиям в ансамбле «Ровесники», куда ходил со 2-го по 5-й класс. … Игорь пытался совмещать музыкальную школу, ансамбль «Ровесники» и ансамбль «Ритм». Но, выдержав такую нагрузку в течение года, оставил «Ровесники» и с полной отдачей стал заниматься в ансамбле «Ритм», в котором играл его брат Женя. …

Успешно проходили концерты в парках, на площадях города, в пионерских лагерях, воинских частях, селах Амурской области, во Всесоюзном пионерском лагере «Океан», на кораблях и предприятиях Владивостока. …

В 13 лет Игорь сочинил первую песню для ансамбля. А первые музыкальные произведения (марш, вальс и пьесу) он написал, учась в 1 классе музыкальной школы, удивив преподавателя сложностью музыкального мышления и технических приемов. …

Вместе с родителями Игорь много ездил по стране. … Он видел прекрасное всюду: и в великолепной архитектуре старинных городов, и в цветущих садах Украины, и в суровой красоте заполярной природы.

После поездки в Нидерланды (в мае 1991 года) у Игоря осталось светлое чувство к этой стране.

В конце августа 1991 года была сделана любительская фонограмма магнитоальбома «Привет из Амстердама», где свои песни Игорь исполняет под собственный аккомпанемент. Запись заканчивается словами: «В самое ближайшее время вы услышите новые песни Игоря Грязюка». Но запись оказалась последней.

Впервые попав в больницу в июне 1990 года, Игорек вдруг увидел, как хрупка человеческая жизнь.

Игорь и предположить не мог, что через полтора года не станет и его, такого сильного, натренированного, волевого…

Сколько стихов, песен не написано и не спето. Жизнь только начиналась, и начиналась так многообещающе…

Прожито всего 16 лет.

Среди ребят ансамбля Игорь пользовался заслуженным авторитетом и был по праву лидером. … В июле 1991 года ансамбль принимал участие в праздновании юбилея города и дал два концерта, а Игорь, сильно недомогая после тяжелейшего лечения, пел и играл, играл с таким воодушевлением, что было трудно быть равнодушным к такой игре.

Скромность и порядочность – это черты, характерные для Игоря. Он никогда не говорил о том, что сочиняет музыку и стихи. А на одном из концертов предложил спеть свои песни. Я был приятно удивлен и тут же дал согласие. Песни поразили глубиной мысли, в них сочеталось все: и слова, и мелодия, и гармония.

Сейчас, когда ребята, которых когда-то Игорь привел в ансамбль, готовятся к отчетному концерту, его очень не хватает. Но звучат в репертуаре ансамбля его песни, и добрая память о нем навсегда останется в наших сердцах».

Ия


Тем самым Римом, куда ведут все пути-дороги, для народных коллективов Амурской области стал Дом народного творчества. А дом без хозяйки – не дом. Не один десяток лет – с 70-х до 90-х – ответственность за жизнь в Доме народного творчества лежала на плечах Ии Александровны Дегтяревой.
О ней, потомственной донской казачке, посвятившей себя развитию народной культуры Приамурья, расскажут документы из коллекции «Заслуженные работники культуры Амурской области».
Их немного. Да, пара-тройка фотографий и газетных публикаций не расскажут о человеке в стиле «родился-учился-женился», но этого вполне достаточно для портретной зарисовки личности творческой, незаурядной.
Начнем с короткой фотоистории – всего семь снимков. На первом, из далекого 1964-го, – трио девчат, лихо отплясывающих танец в клубе села Поярково. В центре – она, стройная чернобровая казачка Ия, участница Михайловского народного хора. А дальше кривая карьерного роста резко взмывает вверх.
Между первым и двумя следующими снимками – 11 лет. Благовещенск, 1975 год, Ия Александровна – директор Дома народного творчества в окружении друзей и коллег. Начало трудовой деятельности. Согласитесь, чтобы участнице самодеятельности дорасти до такой должности, одного таланта и даже цели маловато, нужен стрежень, характер и беспокойная натура, которой до всего есть дело. Всевышний щедро наделил Ию этими качествами.
Люди неравнодушные, увлеченные, умеющие отстаивать свое мнение, притягивают к себе таких же, как они. И следующие фотографии – тому подтверждение.
Благовещенск, стадион «Амур», фестиваль «Огни магистрали», 1979 год. На фото – заслуженная артистка РСФСР Валентина Толкунова, директор областного Дома народного творчества И. Дегтярева, художественный руководитель Амурской областной филармонии Н.А. Лошманов, заместитель директора филармонии Л. Корсакова, начальник областного управления культуры В.М. Журавлев.
Последние три фотографии сделаны в 90-х:
- в кругу друзей во время вручения грамоты о присвоении звания Заслуженного работника культуры, май 1990 года;
- Дом дружбы. Т. Бедина, Н. Лошманов, И. Дегтярева, 1991 год;
- в кабинете директора, Благовещенск, 1993 год.
«Лихие девяностые» не нуждаются в комментариях. Ия Александровна по-прежнему на своем посту. По тем временам – боевом. Мир искусства никогда не был теплым и хлебным местом, тем более в неспокойные времена революций или перестроек. Но Ия Дегтярева не такой человек, чтобы отступать, пасовать перед трудностями. «Выживем!» – в этом коротком ее ответе на вопрос журналиста «Амурской правды»: «Как думаете выжить в непростых рыночных условиях?» – характер этой женщины. Стальной, несгибаемый, упертый.
Следующие две публикации «Амурской правды» – отличное дополнение к образу, созданному с помощью фотодокументов. В них прослеживается еще одна очень ценная черта – умение дружить, дорожить кадрами, ставить интересы коллектива выше личных.
«Амурская правда», ноябрь 1992 год, из статьи «Возрождая культуру»: «С чего начался ваш путь на культурную ниву? С народной песни. Любовь с пеленок привили родители. Они у меня из донских казаков. А казаки – народ певучий. Затем занималась художественной самодеятельностью в школе и Поярковском Доме культуры, где мое будущее определили заслуженные работники культуры России И.Г. Казаковцева и Н.А. Батехин, за что им признательна сегодня. …
- Как думаете выжить в рыночных отношениях, если культуре и раньше жилось не сладко?
- Выживем! …
Пусть это не покажется странным – сегодня люди тянутся к прекрасному и доброму. …
- Ия Александровна, вы на своем веку пообщались с огромным количеством разных людей. Что больше всего в них цените?
- Порядочность и профессионализм в своем деле.
- Какой вопрос вы задали бы сейчас сами себе?
- Все ли я смогу сделать в нынешних условиях для людей, чтобы потом не было стыдно?».
Из статьи «Взволновать, принести людям радость – предназначение самодеятельного искусства», «Амурская правда», седьмое мая 1993 года: «… А еще был случай. Приближалось тридцатипятилетие Амурского народного хора. Директор Дома народного творчества, заслуженный работник культуры России Ия Александровна Дегтярева понимала: и скромный юбилей требует трат, какие бюджет выдержать не сможет. А событие большое, и отметить его надо так, чтобы запомнилось. Что делать? Как всегда, протянула руку к спонсорам. … Не отказали. Это дало возможность поощрить артистов, отпечатать программы, приглашения, заказать сценарий самого торжества. Прошло оно как нельзя лучше … . Жаль, в стороне осталось только одно действующее лицо. … Ия Александровна Дегтярева.
- Мелочи жизни, – философски изрекла директор Дома народного творчества. – Не в этом суть. Правда, – добавила. – Я ведь пела в этом хоре десять лет…
Тут уж ничего не попишешь: так жизнь наша устроена, что хуже всего приходится тем, кто взвалил на себя самую тяжелую ношу.
При Доме народного творчества работают пять коллективов художественной самодеятельности: Амурский народный хор, академическая хоровая капелла «Возрождение», ансамбль эстрадного танца «Имидж», ансамбль бального танца «Аист» и ансамбль народных инструментов. …
Они разные по своему характеру, эти коллективы, … но во всех царят мир и спокойствие … это согласие от такта, терпимости Ии Александровны, особого склада души ее, в которой нет места злобе и мелочности. Эти свойства находятся в гармонии с самым главным – с профессиональной состоятельностью ее. Человек она в искусстве не случайный, окончила Благовещенское музыкальное училище и Хабаровский институт культуры, такими и дело движется. … Сейчас впору говорить о том, что самодеятельное искусство получило новые импульсы и переживает подъем. Во время беседы корреспондента «Амурской правды» с И. Дегтяревой мы не раз возвращались к этой теме. Мне показались очень интересными мысли моего собеседника, и я постарался их воспроизвести:
«… Пришло, наконец, сознание того, что без песни и танца, без баяна и гитары людям невмоготу. И работается им тогда хуже. И душа не лежит к службе. Народ ведь российский такой – все у него с песней, от самого рождения до последнего дня. …
Самодеятельному искусству повезло меньше всего, оно издавна отнесено к второсортному …
Все это – чушь. Искусство, если оно не удивляет, не облагораживает человека, то это и не искусство вовсе, и лучшие коллективы нашей области, а у нас восемьдесят шесть из них носят звание народных, как раз стараются удивить и сильно в том преуспели».
Таким получился документальный портрет Ии Дегтяревой, одаренной главным талантом – быть Человеком.
Какие страницы впишет 2022-ой, объявленный Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, покажет время. Но уроки истории еще и еще раз доказывают: никакие революции, эпидемии, войны не в силах остановить тягу человечества к прекрасному и доброму.

Возврат к списку