Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих
Он жил нараспашку. К 80-летию амурского композитора Николая Лошманова

Он жил нараспашку. К 80-летию амурского композитора Николая Лошманова

29.10.2020

В октябре 2020-го певцу земли амурской, Николаю Лошманову, исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы…

Судьбой композитору было отпущено чуть больше пяти десятков, Николай Лошманов ушел из жизни на 57-м году. Но осталось творческое наследие, его песни звучат по сей день. О нем помнят родные, друзья, ученики, коллеги.

Есть еще одна уникальная возможность вспомнить о виновнике торжества - интервью … с личными документами композитора. Все они - письма, статьи, фотографии, сборники песен, сценарии, программы концертов, партитуры – хранятся в Государственном архиве Амурской области.


Почтальоны хорошо знали этот двухэтажный дом в центре Благовещенска по Амурской, 174. Сюда, в почтовый ящик 24-й квартиры, слетались письма со всего мира: из Франции и Китая, из столицы нашей Родины и самых дальних ее уголков, из сел и городов Приамурья. Адресат – Николай Лошманов, адресанты – именитые поэты и музыканты, профессиональные певцы и исполнители-любители, пенсионеры и школьники. В личном фонде композитора вы найдете автографы Игоря Пономаренко и Ирины Отиевой, домашний адрес и номер домашнего телефона Людмилы Зыкиной.

«Мой адрес не дом и не улица» – эти слова из известной песни можно отнести к нашему герою, нередко на конверте в строке «Куда» писали: «Областное управление культуры», «Филармония», «Дом Советов, управление культуры», в строке «Кому» – Н. Лошманову. И все доходили до адресата.

Начинаются письма по-разному: от официального «Здравствуйте, уважаемый Николай Алексеевич!» до дружеского «Ридный Миколо Олексийевичу!», и как высший пилотаж признания – «Дорогой Маэстро!». Неизменна тема для разговора – безграничная преданность, любовь к музыке, песне, родному краю. Одни делились впечатлениями о творчестве композитора, другие просили совета, присылали на суд свои произведения. От коллег – разбор полетов, предложения попробовать себя в том или ином направлении.

Музыкальный редактор П.Э. Гааз писал из Москвы в 1979-м «дорогому Маэстро» Николаю Лошманову: «Музыку и балладное прочтение стихов «Колыбельной» принимаю безоговорочно… Ноты обязательно постараюсь передать кому-нибудь для более широкой сцены, чем твоя уважаемая епархия.

Боюсь, нижеследующее будет читаться тобой с меньшим удовольствием. /Далее – анализ новой песни, недочеты – авт./ …

Злой я человек, да?

Это от того, что мелодия и песня в целом мне, действительно, очень понравились. …

Если бы ты заболел идеей написать сюжетный цикл мини-оперы с ведущим в шесть-семь песен – было бы здорово. Но только так, чтобы каждая твоя нота была шедевром».

Известный композитор и друг Николая Лошманова Игорь Пономаренко писал в 1975-м: «… Прошло уж немало времени, занятость чертовская, а в душе и в голове мы на Баме и с тобой! Образный ты парень и до глубины души свой! Я сейчас пишу музыку к фильму «Безотцовщина», он снимается в Виннице, и я должен туда ехать. …

… у тебя в городе забыл свои часы, которые ремонтировал в мастерской, не в Доме быта, а другая, туда, ближе к тебе. Ну, аллах с ними! …».

Приходили письма и от амурчан, писали взрослые и дети.

Из письма жителя Тынды В. Гудина от 07.05.1992: «… после концерта хора почувствовал стиль и вкус Лошманова. И честно захотелось сделать несколько песен».

«… У нас, в гор. Благовещенске, тоже проходила неделя книги и музыки. В дни недели прошел литературный праздник. В моей памяти он остался навсегда. … Мне очень понравились песни нашего амурского композитора Лошманова. Вы знаете, я думала, что Лошманов уже в возрасте, а он, оказывается, совсем молодой», – эти строки из письма Юли Гусаровой, ученицы 4-го класса Увальской школы, наверняка вызвали улыбку у 35-летнего Николая Алексеевича.

Музыканты-любители, начинающие поэты нередко присылали на суд свои пробы пера, рассказывали о себе, своем творчестве.

«… я любитель игры на семиструнной гитаре, пишу стихотворения, а затем стихи, напетые под мелодию на гитаре. Очень сожалею, что я не профессионал-музыкант, – писал в октябре 1991-го Вадим Петрович Ефремов, житель с. Желтоярово Свободненского района. – Одно или два из своих стихотворений я вам прочел, вас заинтересовал текст, вы сказали о том, что хорошо бы прослушать с исполнением на инструменте. Так вот, я вам высылаю тексты 3-х моих стихотворений, посвященных нашим известным исполнителям эстрадной песни /Борису Рубашкину, Иосифу Кобзону, Булату Окуджаве – авт./».

Как руководитель областной филармонии да и просто как человек, преданный амурской земле, Николай Лошманов сделал немало для развития музыкальной культуры Приамурья. О ее самобытности, особенности композитор не раз говорил и в своих выступлениях.

Из интервью с Н. Лошмановым «О бедной культуре замолвите слово…», опубликованном в районной газете «Земля и люди» в 1994 году: «… наша область тем и интересна, что культура Приамурья свезена из всех российских губерний. В ней представлена вся Россия. Вместе с домашним скарбом переселенцы везли сюда и духовное богатство. Здесь звучали и звучат песни курские, уральские, белорусские. И в этом отличие амурской культуры – в песенном многообразии».

Сказано это было не для красного словца. Для тех, кто в день и ночь несет службу на границе и тех, кто, добывает из недр амурской земли драгоценный металл, кто сквозь дальневосточную тайгу прокладывает магистраль и для казаков – прямых потомков первых переселенцев – для всех, кто так или иначе связан с амурским краем, его историей, у Лошманова хватало сил, времени, творчества, таланта.

Быть, как говорят журналисты, в теме, постоянно держать руку на пульсе творческой жизни не только Приамурья, Дальнего Востока, но и Сибири – это было по-лошмановски.

Он жил и работал нараспашку. Подтверждение тому – снова письма, где красной строкой прослеживается обратная связь композитора и авторов, исполнителей, руководителей творческих коллективов.

Из писем Виктора Луценко, руководителя районного народного ансамбля села Каптырево Шушенского района Красноярского края, 1979-1981 гг.: «… Ваши песни мы поем охотно, они для нас приемлемы. «Солдатскую березу» пока отложили, берегу к победным торжествам».

«… Благодарен Вам за доброту, отзывчивость, особенно человечность. Ваша «Сторонушка» – отличная. Ее мелодичность, легкость звучания, построение партии точно вошли в «наш двор». Удобное, красивое сопровождение придает хорошую компоновку партий, мои ребята с ходу начали петь, … это значит – в песню вложена душа, ваше мастерство. Такие песни хорошо принимает исполнитель, не в тягость, тем более зритель. …

Буду вести пропаганду Вашему творчеству – Ваши песни будут петь достойные хоровые коллективы».

«… Рад за Ваше творчество, вашу доброту. Ваши замечательные песни получил … Песни «Калинка», «бьется в сердце Россия» – отличные. …

Я показал Фуфаевой (Галина Владимировна Фуфаева – главный хормейстер хора Пятницкого – авт.) Вашу песню «Калинка» она проиграла – пропела, сказала ценная песня».

«… Посмотрел с друзьями Ваш отличный сборник песен. Ваши песни резко отличаются от Ваших коллег, оно так и должно быть, надеюсь, свой Лошмановский стиль Вы не измените …».

И вновь письмо из Сибири от Колыхалова Вениамина Анисимовича, сибирского поэта, писателя, журналиста, члена Союза писателей СССР, октябрь 1976 года: «Дорогой Николай, здравствуй! Спасибо тебе за письмо, за ноты … Признаться, я уже и забыл, что мы сотворили когда-то песенку, оказывается она жива еще. Что ж – очень хорошо. Буду рад, если ты мне пришлешь пленку, а позже книжки с нотами и текстом. …

При встрече передай привет Коле Фотьеву, Борису Машуку. Желаю тебе творческих успехов, здоровья и счастья! Привет семье. Всего Доброго! Вениамин Колыхалов».

Как председатель Союза композиторов Амурской области Николай Лошманов «дружил домами» с творческими коллективами, их руководителями. Со многими велась непрерывная переписка. «… очень вас прошу выслать еще несколько песен. Пусть это будут песни необязательно о г. Комсомольске – просто о Дальнем Востоке, о нашем крае (для хора, солистов, вок. группы)», – автор этих строк, Александр Иванович Мезенин, руководитель хора русской песни завода «Амурметмаш» Комсомольска-на-Амуре, знал, что его просьба не останется без ответа.

Одно письмо, адресованное Н. Лошманову, словно выбивается из общего хора, оно звучит, как «отклик войны отдаленной». Его автор – Королев А.И., ветеран, инвалид Великой Отечественной войны. Первое, что привлекает внимание – фотография автора. На ней – совсем еще мальчишка, худенький, лопоухий, а на лацкане пиджака пять (!) боевых наград – три медали за отвагу, медаль за взятие Кенигсберга, за победу над Германией. Фото сделано в Благовещенске в победном 45-м.

Само письмо, к которому и прикреплена фотография, датирована 1981 годом. В нем автор делится воспоминаниями о своей 51-й дивизии, о командирах и … о музыке. Точнее о гимне той самой дивизии, с которой он прошел боевой путь – от рядового связиста до старшего разведчика. «Пройдут еще многие годы, – пишет благовещенец, – но в благодарной памяти воинов 51 дивизии никогда не померкнет великий подвиг фронтовиков. …

Марш нашей дивизии … исполнялся как гимн, вдохновляя нас, воинов на новые подвиги, командовал дивизией отважный генерал Хвостов. При дивизии была художественная самодеятельность в сопровождении двух баянистов. После жестоких боев … артисты нашей дивизии ставили нам концерты. Перед концертом звучал наш прославленный марш в сопровождении двух баянов – пела вся дивизия. В завершении концерта опять звучал наш марш. С ним был пройден весь наш боевой путь».

В конце письма ветеран обращается с просьбой восстановить мелодию дивизионного гимна. Получилось ли исполнить просьбу – неизвестно, но между ветераном и композитором завязалась переписка.

         Николай Лошманов… Был это талантливый человек? Бесспорно! И талант его проявлялся не только в музыке. Спустя два года после смерти композитора, амурский поэт, Игорь Игнатенко, писал о своем друге и соратнике: «Это был человек невероятной жизненной энергии, обладавший столькими талантами, что их вполне хватило бы не одному. Сотни песен оставил он после себя … В кругу друзей блистал остроумными пародиями и эпиграммами. Не случайно амурские писатели в память о своем товарище выпустили в 1997 году книжку его избранных стихотворений названного жанра – «Дружеские подначки». …

… Известно, что Николай Алексеевич … работал на радио и телевидении, печатался в газетах, брошюрах, журналах и коллективных сборниках, выпускал персональные альбомы песен и книги, выступая с очерками и статьями… его сценарии народных праздников и театральных представлений становились красочными действиями. …

Но оказывается, он еще и пробовал писать художественную прозу!»

Многие документы, перечисленные Игорем Игнатенко, сегодня хранятся в личном фонде Николая Лошманова. В том числе и сборник «Дружеские подначки», сборники песен, десятки грамот, программы концертов. Среди документов, ставших сегодня историческими, – приглашение китайским коллегам из провинции Хэйлунцзян для участия в выездном секретариате Правления Союза композиторов РСФСР, посвященном 30-летию Дальневосточной Композиторской организации, подписанное заместителем начальника управления администрации Амурской области Т.Ф. Бединой и председателем музыкального общества Н. Лошмановым.

Есть в фонде и малоизвестные широкой публике документы. Среди них – трудовая книжка. Первая запись о приеме на работу сделана в 1957 году – 17-летний Николай был принят на должность заведующего Кубанским клубом. А 14 августа 1962 года назначен директором Серышевской музыкальной школы. В разделе «Сведения о поощрениях и наградах» – 11 записей.

В 1988 году амурский композитор побывал во Франции. Для творческой поездки за границу, организованной Комитетом защиты мира, был подготовлен целый пакет документов. Среди них – подробная биографическая справка.

Николая Лошманова не стало 3 февраля 1997 года. Газета «Благовещенск» 7 февраля опубликовала поэтические строки, полные боли от невосполнимой утраты:

«… Да, те же небеса и тополя,

Но в мире нашем

Стало все иначе…

Ушел певец твой,

Приамурская земля.

Ты проводи его,

Скорбя и плача…

Артист от бога,

Весельчак, шутник.

Готовый всех обнять и позабавить,

Он в жизни этой

На мгновение возник,

Чтоб на столетья

В ней себя оставить.

Баян Амурский,

Он принес в народ

Свои напевы сопок и туманов…

Иные сменят нас.

Но песня не умрет.

И значит – Вечен Николай Лошманов».

Действительно, амурская земля помнит своего Николая Лошманова. Не раз поднимался вопрос об увековечении имени композитора.

Из письма благовещенца Геннадия Сайганова, опубликованного в «Амурской правде» в год 65-летия композитора, 23 ноября 2005 года, «Концертному залу надо дать имя Николая Лошманова»: «… Прошло почти девять лет, как от нас ушел этот замечательный человек. … Еще в 60-е незаурядные способности директора детской музыкальной школы Николая Лошманова заметил начальник областного управления культуры А. Семенов, и Николай Алексеевич возглавил областное музучилище. Спустя восемь лет композитора пригласили на должность художественного руководителя областной филармонии. Именно в это время ярко проявился талант Николая Лошманова и как композитора, и как режиссера. По его инициативе создавались новые творческие коллективы, проводились областные фестивали: «Амурское пограничье», «Огни магистрали», первый казачий фестиваль. Николай Лошманов стал автором целого сборника казачьих песен «Шли походом казаки». …

В 80-е его выдвинули на должность заместителя начальника областного управления культуры по искусству. …

Педагогические способности позволили Лошманову воспитать талантливых учеников, среди которых есть заслуженные работники культуры, композиторы.

Недавно … я услышал, что работники областной филармонии … хотят выйти с предложением назвать один из залов строящегося сегодня нового культурного центра именем заслуженного работника культуры Николая Лошманова. Думаю, это была бы лучшая память об этом человеке».

Пока это предложение осталось без ответа. Нет в Благовещенске ни улицы, ни памятника, ни концертного зала имени Николая Лошманова, как нет и мемориальной доски на двухэтажном доме в центре Благовещенска по улице Амурской, 174… Но есть песни, его, лошмановские!

Возврат к списку