Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих
Надежда Гутникова. Общаясь с музыкой

Надежда Гутникова. Общаясь с музыкой

30.08.2021

«Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна», – так поэтично сказал о православной хоровой музыке М. Ломоносов.

Испытавший радость петь в хоре, когда одухотворенная чувством и смыслом волна звуков легко возносится вверх, чтобы затем, отразившись от купола, подобно голосам ангельским или изливающимся сверху лучам света накрыть все пространство гармоничным созвучием, – это уже счастливый человек.

Эти слова по праву относятся к Амурской хоровой капелле «Возрождение», создала и руководила которой Надежда Валентиновна Гутникова, заслуженный работник культуры РФ, отличник народного просвещения РСФСР, лауреат в области литературы и искусства в Амурской области.

Надежда Валентиновна родилась в 1946 году в Петропавловске-Камчатском в семье военного дирижера. Дочка часто бывала у отца на репетициях: в те времена при каждом военном оркестре были воспитанники, наподобие «сынов полка», их называли «музвоспитоны». Но главным настоятелем, привившим любовь к музыке, стала мама. Сущим наказанием для подвижного шустрого ребенка были ежедневные занятия музыкой. Мама насильно усаживала дочку за пианино и буквально заставляла разучивать гаммы, а папу – следить за процессом обучения дочери. Сидеть за фортепиано больше пяти минут было мукой. Хотя музыка давалась девочке легко, но вот душу не трогала. Совсем маленькой играла Бетховена, Шуберта, Шумана. Больше по сердцу был Мендельсон.

Однажды подружка предложила зайти в православную церквушку, мимо которой лежал их путь. Минуя деревянные ворота, они неуверенно поднялись по ступенькам и вошли в тогда единственный в Хабаровске храм, что неподалеку от вокзала. Надежда со страхом озиралась на лики святых и старушек в платочках, ей казалось, что за ними наблюдают. Вдруг откуда-то донеслось дивное пение. И хотя до нее не вполне доходил смысл молитвенного речитатива, красота голосов и необычность мелодии поразили, тогда у нее промелькнуло в голове: «Вот было бы здорово, если б они выступали с концертами». Но даже своим детским умом она понимала, что это невозможно. И ей стало грустно от того, что божественному пению почему-то нет места в нашей жизни.

Время все ставит на свои места. И спустя годы люди, наконец, прозрели и поняли, что много потеряли, отторгая музыку, которая называлась духовной. Духовная музыка – это огромный пласт общечеловеческой культуры. Ее писали выдающиеся композиторы, среди которых – И.С. Бах.

Мечтала ли в детстве Надежда о карьере музыканта? Конечно, нет! Она мечтала стать актрисой и после седьмого класса с первого тура прошла в Саратовское театральное училище имени Слонова. Но мать потихоньку от дочери забрала документы, так как очень хотела, чтоб та закончила десятилетку. Также была пресечена и попытка поступить во ВГИК. В конце концов, главной дорогой стала музыка. По велению матери она поступает на музыкальный факультет Саратовского института. Как признается позже журналистам Гутникова, институт помог ей познать психологию людей, найти к ним подход, что очень важно для дирижера. А консерватория дала бы только капитальные знания по конкретному предмету.

Наступило время распределения. Приглашение Б.Я. Каценеленбогена (в то время директора благовещенского музыкально-педагогического училища) показалось заманчивым, и Надежда отправилась в Приамурье. Двадцать лет проработала там – до самого «Возрождения», когда стало уже невозможно совмещать преподавание и руководство капеллой.

А до «Возрождения» был женский хор «Полынок», организованный Гутниковой в музыкально-педагогическом училище (по-белорусски - полынь, что растет у дороги и которую топчут, а она все равно оживает). Творческие выступления с «Полынком» принесли известность Надежде Валентиновне. А уже с 1988 года «Полынок» получает свое нынешнее название Амурская хоровая капелла «Возрождение», в репертуаре которой главное место занимает духовная музыка – многоголосные песнопения. В «Возрождении» поют медики, студенты, преподаватели, милиционеры и даже художники. Коллектив капеллы неоднороден и по возрасту, и по увлечениям, но вместе они способствуют восстановлению духовности и культуры через песенное творчество, популяризацию лучших образцов хорового искусства.

«Сейчас странно вспоминать, что слушателями первого концерта капеллы «Возрождение» были лишь родственники да знакомые самих певцов, ради моральной поддержки своих близких даже купившие билеты в кассе. Мы никогда не делаем скидку на заполнение зала. Даже если на сцене пятьдесят человек, а в зале сидит, к примеру, десять – хор у меня знает тверже, чем дважды два: «Петь, как в большом зале Московской консерватории!» И никак не иначе. Мы никогда не сокращаем программу, если поем в селах и народу в зале немного». (Из воспоминаний Н.В. Гутниковой).

Славянская духовная музыка за десятивековой срок значительно видоизменилась – от одноголосого распева до многоголосного полифонического хорового звучания. Но ее отличительной особенностью остается пение без инструментального сопровождения. На этих классических основах славянской духовной музыки и строит работу Амурская хоровая капелла. И сегодня не представляется православного Рождества без «Рождественских встреч» с капеллой «Возрождение», ставших традиционными.

Когда разрешили с концертных площадок исполнять духовную музыку, многие профессиональные продвинутые коллективы начали сразу петь сложные композиции, непонятные людям. Душу не трогало….

Гутникова пошла по другому пути - по пути строителя. Сначала надо создать фундамент, а потом уже строить дом. Четыре года она простояла с бабушками в храме. Стояла на клиросе и пела со старушками. Училась последовательности службы, вбирала, впитывала атмосферу. Открыла для себя испытанный веками, но прежде неведомый пласт культуры. И поняла: возрождение российской духовности возможно и через искусство. Путь к душам лежит через другие человеческие души. По нему и пошла.

Сначала сложно было отстоять всю службу. И только после того, как все пропустила через себя, начала разучивать с хором первое песнопение. А потом «по кирпичику» хоровая капелла стала выстраивать «стены» своего музыкального храма, разучивая простые и доступные для восприятия музыкальные произведения. Духовная музыка, вышедшая на вольный простор искусства, очень интересна и богата, дает безграничные возможности для самосовершенствования самих певцов.

«Как дирижирует Надежда Гутникова, стоит посмотреть специально. Она вся во власти музыки: вот прошла волна по всему ее телу, вот вздрогнули ее плечики, как крылья раненой птицы, она вся трепещет, вся во власти экстаза; вот мощный посыл руками артистам… и она замерла …», – так писали о ней в местной прессе.

Высокое мастерство, культура песнопения сделали коллектив популярным не только в нашей области. Он с успехом выступал в Новосибирске, Челябинске, в Южной Корее и Китае, участвовал в фестивале «Славянской письменности» в Хабаровске, Всероссийском фестивале теле- и радиопрограмм «Слово Плоть Бысть». С 1991 года хоровая капелла проводит «Рождественские встречи», за что получила губернаторскую премию.

За свою творческую деятельность Гутникова награждена значком «Отличник народного образования», знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве», орденом «Трудовой славы 3 степени».

В этом году Гутниковой Надежде Васильевне исполнилось бы 75 лет.

Возврат к списку