Оставить отзыв
Задать вопрос
Версия для слабовидящих

Благовещенск в рекламе

27.12.2023

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

 

На пороге новый 2024-й… Традиционные предпраздничные хлопоты и, конечно, ожидание, хоть маленького, чуда. Главное – суметь разглядеть его в самом-самом обыденном…

Попробуем? Пройдёмся по архивохранилищу в поисках первоисточника?

Наш выбор пал на Амурский торгово-промышленный адрес-календарь за 1914-й год. Ровно 110 лет назад этот сборник появился на свет. Благодаря сохранённому документу получаем удивительную возможность заглянуть в далёкое прошлое. Разве это не чудо?

С первых страниц окунаемся в разноголосый пёстрый мир рекламы и рекламных объявлений. В них – жизнь Благовещенска – беспечно шумная и деловая, размеренно серьёзная и по-детски беззаботная. Чем торговала амурская столица, какие развлечения и забавы предлагала своим обитателям, что читала и чему учила самых маленьких? Об этом и многом другом поведают короткие тексты рекламы. А ещё… Ещё они вернут нас на улицы родного города на 110 лет назад.

Начнём, пожалуй, с центральной улицы Благовещенска, тогда – Большой, сегодня – Ленина. Именно здесь в магазине, что располагался «против почты», в канун Нового года, ожидали своих покупателей «ёлочные украшения, конфетти и серпантин», а также «книги по всем отраслям знания» и «всевозможные игры и забавы для всех возрастов».

На той же Большой (Ленина) «магазин часов, золотых, серебряных, бриллиантовых и оптических вещей» привлекал состоятельных горожан «громадным выбором … вещей для подарков, призов и подношений», «оптических очковых стёкол, которые не утомляют».

Ищите деликатесы к праздничному столу? Тогда вам в винно-бакалейные-гастрономические магазины братьев Кокайя, что на углу Амурской – Артиллерийской и Зейской – Офицерской (Мухина). Здесь, как обещает реклама, «большой выбор всевозможных русских и заграничных вин», «всегда свежее мясо из отборного скота».

«Питаю надежду, что вы изволите почтить мой магазин своим доверием и расположением», – после такого обращения, пожалуй, ни один городской щёголь иль первая модница не пройдут мимо модно-галантерейного магазина Ланкина, расположенного на Благовещенской (Пионерская) улице против Амурского базара.

Пока взрослые штурмуют торговые точки, их чада постигают «азбуку, вырезывание, рисование, вышивание, пение, танцы» в детском саду Шарыгиной на Большой (Ленина) против Кафедрального собора. Ребята постарше осваивают такие «предметы преподавания», как «рояль, пение, скрипка, виолончель» в музыкальной школе М.Ф. Кнауф-Каминской на Графской (Калинина).

Праздник на носу, а у вас расстроено пианино, у рояля западает пара клавиш? Поспешите к «единственному настройщику-корректору роялей – пианин» на Вознесенскую (Красноармейская), между Садовой (50 лет Октября) и Чигиринской (Островского).

Любителей лёгкого пара наперебой зазывали бани Жоголева, арендатор Болотин, обещая «чистую мягкую воду из нового колодца» и «абсолютную чистоту. Воду Амурскую». В банные дни заметно оживали Амурская, между Торговой (Б. Хмельницкого) и Мастерской (Шевченко), Зейская, между Садовой (50 лет Октября) и Благовещенской (Пионерская), куда горожане после трудовой недели стекались поправить здоровье в русской баньке.

А уж после можно запечатлеть свой лик на долгую память, заглянув на Большую (Ленина), между Мастерской (Шевченко) и Благовещенской (Пионерская), в «художественную фотографию», обещающую «исполнение всевозможных фотографических работ», или заказать «группы медальонные, открытые письма с портретов заказчика».

Не стихала жизнь Благовещенска и ближе к вечеру, когда бал правили рестораны. «Венский» на Графской (Калинина), между Большой (Ленина) и Зейской завлекал «кухней под личным наблюдением повара», «Алексеевск» на Зейской, между Американским переулком (пер. Св. Иннокентия) и Мастерской (Шевченко), обещал «кушанья только из свежих продуктов», на обеды и ужины под симфонический оркестр приглашал «первоклассный ресторан «Павильон» на бульваре на берегу Амура.

После ресторанов как не вспомнить «светского льва» Ипполита Матвеевича с его «поедем в номера»! Благовещенск, конечно, не Москва. Но и амурская столица могла предложить, судя по рекламе, гостиницы и номера на любой вкус и кошелёк: «1-во классная гостиница «Гранд-отель» гарантирует «чистоту и обходительность», предоставляет «роскошно обставленные номера, ванну и душ», меблированные комнаты «Вокзал» ждали посетителей в Американском переулке (пер. им. Св. Иннокентия) между Набережной (Краснофлотская) и Большой (Ленина).

Затихший к утру город постепенно просыпался. Горожане спешили кто куда: садоводы – в цветочный салон на Садовую (50 лет Октября), мастера швейного дела – на Мастерскую (Шевченко) за нитками «Зингер», рачительные благовещенцы несли платья и костюмы на перекраску «без порки» в Товарищество «Труд» на Зейской, между Графской (Калинина) и Торговой (Б. Хмельницкого), помощь в «переноске всяких тяжестей» обещала Рабочая артель на Зейской, между Невельской (Первомайская) и Казачьей (Партизанская), а в мастерских у братьев Лисовских на улице Садовой (50 лет Октября), между Большой (Ленина) и Зейской, отбоя не было от желающих починить «велосипеды, револьверы, ружья, граммофоны и патефоны», установить в доме ли, на работе ли «электрическую сигнализацию».

Город жил, рос, хорошел… Об этом, спустя 110 лет, и расскажет рекламный калейдоскоп.

Возврат к списку